Занятия коррекционные семья в жизни человека. Занятие по семейному воспитанию "мир семьи". Ритуал окончания занятия

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект занятия

«СемьЯ»

Приготовила и провела

Воспитатель 4 группы

Дорошкевич Т.В.

2014г.

Цель: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним, желание заботиться о близких людях. Развивать память. Разговорную речь. Умение вести беседу.

Оборудование: макет дерева, цветок «ромашка», фотографии семей детей группы, рисунки детей на тему «Моя семья», карточки пословиц о семье, листы белой и цветной бумаги, клей. Фломастеры.

Ход занятия

Звучит тихо мелодия песни «Родительский дом».

Этюд «Из семени в дерево».

Воспитатель предлагает друзьям превратиться в маленькое, сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются).У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулаки) и росток превращается в прекрасное сильное дерево. Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой. (осмотреть себя), улыбается деревьям - соседям (улыбки соседям) кланяется им, слегка дотрагивается до них своими листочками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Ставится макет дерева.

Воспитатель: Ребята, когда деревья вырастают большими, то каждое из них приносит много пользы для человека, под деревом можно:

Спрятаться от дождя и солнца

Отдохнуть

И даже полечиться.

А с каким местом на Земле можно сравнить дерево?

Куда мы несём свои беды, печали, радости? Кто нас поймет, поможет, даст совет, спасёт?

Правильно! Это наша семья!

Тема нашего занятия «Семь Я».(буквы дети прилепляют на доску)

Остаются чтецы, а остальные занимают свои места.

Чтец 1. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Чтец 2. Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают

Семья - это Я,

И меня называют:

Котёнок и лапочка, заинька. Птичка,

Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка.

Семья - где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает.

Чтец 3. Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель : Да, одному человеку нелегко прожить. Самое большое богатство в жизни каждого человека - это его семья.

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот. Кто счастлив у себя дома».

Воспитатель: Ребята, а что такое семья для вас? Назовите членов вашей семьи. А в какой семье у нас семь Я? Семья Лены Гусельниковой.

Дети отвечают и крепят на ветки дерева - макета фотографии членов семьи.

Воспитатель: Тогда я задам вопрос члену самой большой семьи - Лене -с кем ты делишься своими секретами? Кто твой самый близкий и лучший друг в семье?

Конечно, же мама!

Давайте тогда поможем мамам всех семей приготовить завтрак. (Объясняю приготовление омлета)

Воспитатель: К кому в семье можно обратиться с серьёзной темой и с тобой поговорят по - мужски?

Конечно, же к папе.

Задание для мальчиков.

Если в доме расшатался стул, какой инструмент вам будет нужен?

Воспитатель: Нам осталось поиграть с братишками и сестрёнками.

(Пальчиковая гимнастика)

С детьми играет Щепетова Маша.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - дедушка.

А мезинчик - это я.

Вот и вся моя семья.

Воспитатель: Настроение в наших семьях хорошее. Предлагаю выразить его на листах бумаги, используя цветные полоски. Выразить своё отношение к своей семье. Выберите несколько полосок цветных и приклейте их на бумагу. Всё!

Звучит песня про семью.

Работа с пословицами+картинка -ситуация.

Пословицы:

Не нужен и клад, когда в семье лад.

Семейные нелады доведут до беды.

Дом вести - не руками трясти.

Где любовь и совет, там и горя нет.

С милым рай и в шалаше.

Хоть тесно, да лучше вместе.

При солнышке тепло, при матери добро.

Каков батюшка, таковы у него и детки.

Семья в куче - не страшна и туча.

Когда семья вместе. И сердце на месте.

Воспитатель: С пословицами вы справились. Молодцы! Я попрошу вас закрыть глаза и мысленно представить картину: вся семья за столом, скоро обед. На середине стола - чугунок с картошечкой, у всех в руках - ложки. Один из членов семьи потянулся за картошкой и получает от отца ложкой в лоб?

Вопрос: какую поговорку можно применить в такой ситуации?

(В перед батьки в пекло не суйся)

Воспитатель: Ребята 15 мая в России отмечается День семьи. Это сравнительно молодой праздник. Инициатором учреждения этого праздника была супруга бывшего президента РФ Дмитрия Медведева Людмила Медведева. Символом Дня семьи, любви и верности стал один цветок…

Её желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок - лепестками гадают.

Это ромашка. Как вы думаете, почему?

Ромашка - цветок русских полей и лугов. А кроме этого, ромашка самый прямым образом относится к любви. Кто знает. Как? На ромашке гадали - «любит - не любит».

Предлагаю вам на белом лепестке ромашки написать качество. При котором может быть крепкая. Дружная семья. И тогда у нас получится замечательная ромашка.

Воспитатель: Ко всему сказанному вами на лепестках ромашки помните мудрую заповедь:

«Почитай отца своего и мать. Дабы продлить свои дни на земле».

В детстве - их слушаться,

В молодости - с ними советоваться,

В зрелом возрасте - о них заботиться.

Если заповедь эта исполняется, то можно сказать. Что семя было посеяно не напрасно.

Нежные цветы дали добрые плоды. И я вам этого желаю!

Итог занятия.

Анна Никонова
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Конспект психологического занятия

«Семья и семейные ценности».

Пояснительная записк а.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитина, Н. С. Розов).

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)

Данное занятие разработано для учащихся начальной школы, с целью помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Создание комфортной ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Занятие построено по следующему плану:

1. Ритуал приветствия.

2. Принятие правил работы группы.

3. Настрой на работу.

4. Работа по теме.

5. Получение обратной связи.

6. Ритуал окончания занятия.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.

4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Возраст детей: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, листы с правилами работы в группе, карточки со словами пословиц в конвертиках, слайдовая презентация.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

Цель: Познакомить участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона.

Техника проведения:

1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.)

2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди).

Инструкция:

“Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.). Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.

1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.

2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?

2. Упражнение “Наши правила”

Материал: листы с основными правилами работы.

Инструкция:

“При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.

1. Называть друг друга по имени.

2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю. ”, “я думаю. ”).

5 Активно участвовать в происходящем.

3. Упражнение “Ассоциации ”.

Цель: активизировать творческую активность учащихся, настроить на работу по теме занятия.

Выстраивание ассоциативного ряда со словом «семья».

На доске - слово «семья». Учащиеся произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор, забота, любовь и т. д.).

Инструкция:

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»?

1. Какой образ подскажет ваше воображение?

2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

3. На что “похожа” ваша семья?

Работа по теме.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

«Как появилась дружная семья».

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

«Народная мудрость гласит»

До начала XX века в семье жили вместе несколько поколений (не случайно слово такое образовалось: «семь» и «я»). Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков, правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.

Пословицы и поговорки подтверждают то, что на Руси семья была дружной. Давайте их вместе вспомним. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад».

Упражнение «Атомы».

Цель: сплочение классного коллектива, разделение на группы.

Представите, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.

Инструкция:

Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Работа в группах.

Инструкция: каждой группе необходимо из набора слов составить пословицу.

Пословицы:

Семья в куче – не страшна и туча.

В семье - и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Дети не в тягость, а в радость.

Беседа.

Цель: сформировать у учащихся представление о семье, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях.

Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Задание: продолжи мысл ь.

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то…

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Упражнение “Рисунок семьи”.

Цель: развитие творческих способностей,

Инструкция:

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (Рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Упражнение “Барометр настроения ”.

Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.

Инструкция: Участникам предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Ритуал окончания занятия.

Упражнение “Доброе тепло»

Цель: способствовать сплочению группы, завершение занятия на теплой дружеской ноте.

Инструкция:

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму соседу справа руку, он следующему и так по кругу. Давайте попробуем. Теперь с закрытыми глазами.

Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покидает и греет. До свидания!

3. Занятие для родителей

Повышение эффективности межличностного общения в семье

Цель: коррекция детско-родительских отношений.

Задачи: создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;

    получение родителями информации о возрастных особенностях развития детей;

    формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;

    приобретение детьми нового чувственного опыта при взаимодействии с родителями.

Добрый день, уважаемые родители ! Мы хотим начать нашу встречу с вопроса: «Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся?» Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться. С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих отношений и предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. Перед ним его родители, его семья, семейные взаимоотношения - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.

Известный психотерапевт А.С. Спиваковская утверждает, что любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Нарушение контактов в отношениях родитель - ребенок приводит к дисгармонии отношений.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Счастливы родители, у которых жизнь – пример для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Итак, поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе, у детей формируются такие качества как мужественность, женственность.

Многие дети говорят, что их бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, будто без ремня ничего хорошего их ребенка выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют детей.

Первая: многих из них в детстве били, значит. Это правильное воспитание.

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать”. Это самая уродливая форма самоутверждения.

Достойно ответить обидчику не каждый может. А тут дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно кричать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь, бывает, бьют, чем попало, жестоко, случаются травмы.

Третья: бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных. А со всех сторон говорят о возросшей ответственности родителей перед обществом за воспитание своих детей. Ужас обуревает: а вдруг не сумею выполнить почетный родительский долг.

Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Она требует постоянного самосовершенствования.

Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Но дело ведь далеко не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Рискованное утверждение? И все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьет. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть. Небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Но! Если вы вдруг заметите, что ваш ребенок шарахается от вашего резкого движения, пусть это по-настоящему испугает вас.

Всегда родителей волновал вопрос воспитания детей, все мы хотим, чтобы дети были хорошими, счастливыми, добрыми и хорошо учились. Вот несколько советов, которые, возможно, кому-то знакомы, а кто-то услышит их впервые, кого-то они заставят задуматься.

Совет первый : не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Вам очень хочется научить, покрикивать, наказать. Не так моешь посуду, не так пишешь, не так складываешь игрушки. Реакция детей на такое вмешательство разная: одни теряются, другие обижаются, а третьи вообще отказываются делать. Вспомните себя, как вам было трудно написать букву, часто подмести пол или забить гвоздь. Сейчас вам эти дела кажутся простыми. Когда годовалый ребенок учится ходить, вы же не ворчите на него, а радуетесь за каждый новый самостоятельный шаг.

Так же нелепы с психологической точки зрения критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам. Как же учить, если не указывать на ошибки? Ребенок относится к своим ошибкам более терпимо, чем взрослые. Он доволен тем, что у него уже что-то получается. Не торопите его. И если ваши взаимоотношения с ребенком позитивные – это весомая прибавка к общему результату учения. Большое значение имеет и эмоциональный след в душе ребенка: удовольствие или неудовольствие от занятия, уверенность или неуверенность в своих возможностях. И проявление интереса к занятию ребенка также способствует усвоению умений, навыков.

Совет второй : совместная раздельная деятельность – включение родителя в занятия ребенка. Это ситуация, когда ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и либо просит помощи сам, либо признается в своей беспомощности. В этой ситуации ему обязательно надо помочь. В то же время родители должны повышать степень самостоятельности детей при выполнении уроков дома. Самостоятельность является ключевыми в решении и воспитательных и образовательных задач. Самостоятельный ребенок умеет прибрать за собой, подмести и вымыть пол, проявляя при этом заботу не только о себе, но и о других членах семьи.

Самостоятельность в быту воспитывает волю, терпение, умение преодолевать трудности. Все эти качества нужны для успешной учебы. Хорошие знания получает тот ученик, который умеет их добывать самостоятельно. Учитель лишь направляет его мысль и помогает ему справиться со сложным материалом. Но эта свобода учебы приходит из семьи, где умело развивали душу и тело, действовали согласованно, терпеливо, в нужный момент проявляли волю, различали и принимали достоинства и недостатки ребенка путем постоянного общения с ним. Это нелегко, особенно в наше время, когда приходится любыми способами обеспечивать материальное существование семьи, когда нет привычки и времени разговаривать с ребенком по душам.

К сожалению, многие папы и мамы сводят свое общение с детьми к проверке домашнего задания и занятиях при их выполнении. В выходные дни многие дети спят до 10-11 часов, затем смотрят телевизор, гуляют на улице, играют с друзьями. Отсутствует совместное домашнее чтение, прогулки, посещение музеев. Течет вялая, скучная семейная жизнь, не развивающая ни детей, ни родителей. И трудные, проблемные дети, дети с комплексами, непослушные – это те дети, у которых в семье не сложилось общение, которых не понимают ребенка, невнимательны к нему, предъявляют нереальные требования.

А. С. Макаренко учил, что «в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…». Но нельзя злоупотреблять ничем. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать эгоиста. Нужно во всем чувство меры.

Ребенка нужно принимать таким, каков он есть, любить его не за то, что он отличник, а просто так. Нередко мы сообщаем ребенку, что если ты будешь хорошо учиться, закончишь четверть на 4 и 5, перестанешь лениться и т.д., то … Значит, мы его любим при каком-то условии.

А в психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. И при ее отсутствии у ребенка возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Можно выразить недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим. Можно осуждать его действия, но не его чувства.

Тест «Какие вы родители»

Поставьте себе, отвечая на вопросы, по 2 балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.

    Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

    Интересуются ли дети вашей работой?

    Знаете ли вы друзей своих детей?

    Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

    Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

    Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

    Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?

    Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

    Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

    Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?

    Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

    Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:

    Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.

    Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо подумать, что можно изменить.

    При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Как видите, тема нашей лекции была выбрана не случайно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Заключение. Наверное, нам всем, и родителям и педагогам, есть над чем задуматься, поработать, чтобы наказание и поощрение не пошли во вред ребенку, не сделали его равнодушным, послушным внешне, замкнули его душу, сделали эгоистом, признающим только материальное.

Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира – это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается и личное, и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен видеть мир не только глазами, но и сердцем.

Ни в коем случае не навязывая, а, только советуя, предлагаем вам десять заповедей .

    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.

    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.

    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

    Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

    Не унижай.

    Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь.

    Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

    Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Для раздумья хотим предложить стихотворение Сильвы Капутикян.

Ты не отличник, мой мальчик, нет,

Домой не приносишь грамот – наград,

И другие матери мне в след

С доброй завистью не глядят.

Я в глубине твоей вижу, сынок,

Под шероховатой и грубой корой,

Чистое золото, ясный поток,

Душа твоя светлая бьется порой.

Может, звездой тебе не блеснуть,

Званий не будет, талантов нет,

Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,

Сверкни и людям отдай свой свет,

Будь человеком, мой мальчик, будь!…

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам. Спасибо.

Приложение

Анкета «Какие мы родители»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?

Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За ответ да = 2 очка; за ответ иногда = 1 очко; за ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Тема занятия: «Моя семья – моё богатство».

Цель: Расширить представление о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «родительский дом» и «счастливая семья», выявить их особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения у ребят, проявления активности. Способствовать сплочению и развитию коллектива.

3. Воспитывать уважение к дому, в котором живешь, членам своей семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: Магнитофон с записью песен «Родительский дом», видеоролик, карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; пословицы, загадки, памятка для детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Воспитатель: Сегодня мы собрались поговорить на очень интересную и важную тему для каждого из нас, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и сохранять прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия.

Вы, должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Звучит музыка «Родительский Дом». Видеоролик.

Ответы детей

Слайд 1:

Воспитатель: Правильно ребята тема нашего занятия «Моя семья – моё богатство». Мы постараемся определить что такое « Родительский дом», что такое семья, выяснить какая семья самая счастливая. И в течение нашей занятии мы с вами будем работать, и выполнять задания.

А как вы считаете, почему в песне поётся

«Родительский дом– начало начал?»

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Ответы детей (мнения ребят).

Воспитатель: Это дом где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово. Что может быть важнее уютного дома, там, где тебя всегда поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой дом.

Вы часто употребляете слова «Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат дядя, тетя» А кто это?

Ответы детей (члены семьи)

Совершенно верно. Каждая семья живет в своем доме. А как вы думаете нас можно назвать семьей?

Ответы детей (мнения детей).

Конечно, мы не родственники, и мы тоже семья. Мы вместе живем, отдыхаем, отмечаем вместе праздники, радуемся победам, огорчаемся из-за неудач. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Слайд 2 : Определите понятия «Устами младенца»

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья )

–Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мама)

– Место, где все собираются вместе. (дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение (семейные традиции)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)

Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

Слайд 3: Ребята дают свои варианты. Что такое семья?

Семья.

Воспитатель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Ученик читается стихотворение о семье

Слайд 4:

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: О чем говориться в этом стихотворении?

Ответы детей

Скажите, для чего человек нужна семья. Выполните задание

Слайд 5 Задание : Выберите слова, характеризующие семью

Учит любви,

Ответственности,

Заботе и уважению старших

Вера в необходимости семьи

Утверждение в ненужности

Для одиночества

Для счастья

Обуза

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одну легенду.

Воспитатель вывешивает эти качества на доске.

Слайд 6: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят

С чего начинается семья ?

С Дома

В группах на листочках напишите, что значит для вас Дом?

Слайд 7 Место, где тебя ждут. Дом

Задание: На кирпичиках напишите, что значит для вас Дом

Дом – это очаг

Дом - это крепость

Дом – это уют

Дом – это тепло

Дом – это любовь

Слайд 8 Про дом и семью в народе сложено много пословиц и поговорок

Слайд 9

Задание : Найдите вторую половинку пословицы.

Дом без хозяйки - сирота

Дом вести - не бородой трясти

Семейный горшок – всегда кипит

В гостях хорошо, а дома лучше

Слайд 10

Счастлив тот, кто у себя дома

Вся семья вместе, так и душа на месте

Не нужен и клад, коли в семье лад

Согласную семью и горе не берет

Слайд 11

Состав семьи. Родственники

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Слайд 12

Кого мы считаем близкими и дальними родственниками

Воспитатель: На карточках пишут: одна семья « Близких родственников», другая «Дальних родственников».

Задание: Назовите близких и дальних родственников

Близкие родственники: Дальние родственники

Мама тетя

Папа дядя

Брат двоюродный брат

Сестра двоюродная сестра

Дедушка прабабушка

Бабашка прадедушка

Слайд 13

Задание: Подобрать определение

Сестра папы дедушка

Мать мамы тетя

Отец папы прабабушка

Брат мамы бабушка

Бабушка мамы дядя

Сын брата папы племя

Слайд 14

Познакомимся с составом семей учащихся

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры

У кого есть старшие братья и сестры?

Задание: Назовите фамилии, имена своих бабушек, дедушек.

Слайд 15

Самый главный человек в семье, это мама выполните задание

Задание : Напишите 5 ласковых слов о маме:

Добрая, ласковая, нежная, заботливая.

Семейные отношения

Какая семья обходится без ссор и конфликтов? Все конфликты и ссоры в семье происходят между родителями и детьми

Слайд 16

Задание: Как поступят родители (разыграть сценку)

Сын поздно пришел домой, как его встретили родители.

Спросить (Почему так долг гулял?)

Кричать (Опять пришел поздно?)

Допрашивать (Где ты был?)

По беседовать (Ты знаешь, что поздно гулять опасно)

Ребята делают анализ увиденного. С чем согласны или не согласны.

Слайд 17

Какими бы вы хотели видеть идеальными родителей и детей.

Задание: Продолжи предложение

Если б я был идеальным родителем я бы был:

Внимательным, добрым, щедрым,

Если б я был идеальным ребёнком , я бы был:

Послушным, внимательным, хорошо учился

Слайд 18

Семейные праздники и традиция еще больше сплачивают семью?

Какие семейные праздники вы знаете?

Ответы детей

Семейные традиции и праздники

Задание: Назовите семейные праздники

Новый год

Дни рождения

Пасха

Рождество

Походы на природу

Рыбалка

Рассказы детей о своих семейных праздниках

Слайд 19 Новый год

Слайд 20 Рождество

Слайд 2 1 Пасха

Слайд 22 День рождения

Слайд 23 Русская традиция

На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.

Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.

Жизненные ситуации

Семья тогда будет сплоченной, когда многие вопросы, особенно бюджет семьи рассматривается сообща. Выбрать вариант и объяснить на что потратит семья деньги

Слайд 24

Задание: Рассмотреть жизненную ситуацию и объясните свой выбор?

Папа получил премию (50 тыс. руб.)

Шубу маме

Сыну велосипед

Операцию для бабушки

Слайд 25

Мама получила отпускные (60 тыс. руб.)

На что потратит семья премию, если нужно купить:

  • Путевку в санаторий для дедушки .
  • Компьютер для сына,
  • Сапоги для дочери

Ребята выбирают, что деньги нужно потратить на операцию для бабушки, и путевку в санаторий для дедушки, так как здоровье важнее всего, особенно у старшего поколения.

Слайд 26

«Заповеди семейной жизни»

  • Свято храни честь своей семьи.
  • Люби свою семью и делай ее лучше.
  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
  • Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
  • Подари родителям радость.
  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
  • Доброе дело – дороже богатства.
  • Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Семья – главное в жизни человека

Слайд 27

Рефлексия

Занятие мне…

Я узнал для себя …

Слайд 28

Вывод

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь , он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья. Любите и берегите свою семью и тогда будете счастливы.

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (ребята распределяются).

При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:

Начало и конец работы по команде.

Согласие и несогласие движением руки.

Правила понятны?

(распределяем между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Все бригады готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть : быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя : огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

3. Работа по теме.

- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».

«Семья – это родные друг другу люди».

«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

А как вы считаете, а какая должна быть семья? (мнение ребят), (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба)

- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Хотелось ли вам жить в счастливой семье? Почему? (высказывания детей).

Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (раздать карточки со словами)

уют , спокойствие , вражда, здоровье, болезнь, любовь , ненависть, чистота, добро , счастье , ссора, дружба , согласие , грубость).

4.Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье.

Дети называют известные им пословицы и поговорки о семье.

Семья в куче - не страшны и тучи.

На что и клад - коли в доме лад.

Когда семья вместе - так и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Мой дом - моя крепость.

Отлично! Теперь закончите пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Ребята на столе стоит сосуд, и коробочки с большими камушками, мелкими камушками и песком, сейчас я расскажу вам притчу, и мы попробуем его наполнить.

Как – то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь.

Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

« Теперь» - обратился мудрец к ученикам, - « я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши родители, дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших близких, и родных, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для учебы, работы и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное – лишь песок».

5. Итог урока

- Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

Интересно вам было строить дом?

Работать в строительной бригаде?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Правильно ли мы наполнили сосуд?

Что на свете всего дороже? (Семья).

Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Звучит мелодия песни: ребята давайте мы все вместе споем знакомую нам песню

ДОМ

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака,

Шел человек,

И нелегка была дорога.

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.


Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою,

Что вам поем мы.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

ПРИПЕВ Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.
Дом – это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Всем большое спасибо за активную работу.

Классный час «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель: формирование представлений о жизненном идеале семьи; понятий о семейном воспитании и семейных ценностях.

Задачи: прививать навыки осмысления семейных ценностей, развить интерес к родословной своей семьи, к пониманию родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.

Форма проведения. Круглый стол в 8-9 классах

Оформление:

1. Выставка нарисованных учащимися генеалогических древ.

2. Раздаточный материал (карточки с названиями семейных ценностей, пословицы, памятки)

Ход классного часа:


  • Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «
    «Дерево держится корнями, а человек семьей». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

  • Есть одна очень интересная легенда о семье:


В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!


  • А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.


^ Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома.


  • Итак, что же у вас получилось? Как вы считаете, какие принципы должны быть в основе всего, фундаментом семьи? (сообщения учащихся)

  • Что является стенами вашего дома? (сообщения учащихся)

  • Русская пословица гласит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Какие же принципы вы оставили на крышу вашего счастливого дома? (сообщения учащихся)

  • Ребята, вы замечательно справились с заданием. Хотя моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. В 16 веке в России даже распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Что ценно в семье, без чего семья не может существовать, что для человека семья – об этом говорят и многие русские пословицы.


^ Задание группам: Проверим, знаете ли вы пословицы о семье? У вас на столах лежат карточки с частями пословиц. Ваша задача – соединить разрезанные половинки, так чтобы получилась пословица.

(обсуждение пословиц)


  1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

  2. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

  3. Намёки да попрёки - семейные пороки.

  4. Не прячь свои неудачи от родителей.

  5. Согласие в семье - богатство.

  6. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

  • В переводе с греческого оно означает
    “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение.


Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа, подготовленные заранее).


  • – Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

    Задам сейчас задачу я.
    Послушай, вот моя семья:
    Дедуля, бабушка и брат.
    У нас порядок в доме, лад.
    И чистота, а почему?
    Две мамы есть у нас в дому,
    Два папы, два сыночка,
    Сестра, невестка, дочка,
    А самый младший – я,
    Какая же у нас семья?

    (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).


  • Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
    Вопросы учащимся:

    1.Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
    (Ответ: родители мамы или папы).

    2.Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
    (Ответ: тётя).

    3.Вопрос: А кто такой дядя?
    (Ответ: брат мамы, папы).

    4.Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
    (сын сына или дочери; дочь сына или дочери; сын сестры или брата; дочь сестры или брата)


5.Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

6.Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

7.Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

8.Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

9.Вопрос: Кто такой шурин? свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)

10.Вопрос: А как называют брата мужа? сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

11.Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

12.Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

13.Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

14.Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)


  • Мы сегодня вам вручаем вот такую памятку, на которой названы родственные отношения. Но особенно обращаем внимание на слова Сократа
    «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

  • Что вы почерпнули для себя из нашего сегодняшнего разговора?

  • Давайте еще раз назовем ценности, которые лежат в основе хорошей семьи (ребята называют – учитель прикрепляет на доску карточки с названием ценностей).

  • Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» и «В хорошей семье хорошие дети растут».


Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно и уютно.

Всем спасибо!


Цели: систематизировать знания детей о понятии «семья», закрепить представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять рассказ о своей семье по схеме (эйдетика). Развивать умение образовывать прилагательные от существительных. Помогать детям правильно употреблять существительные и прилагательные в роде и числе. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Продолжать использовать здоровьезберегающие технологии (игровой взаимомассаж и пальчиковую гимнастику). Продолжать учить детей делить слова на слоги,определять первый и последний звук в слове. Закрепить порядковый и количественный счет, цифры в пределах 10, пространственные отношения (слева, справа, вверху, внизу). Продолжать учить детей вырезать предметы симметрической формы из бумаги, сложенной вдвое (лепестки цветика). Развивать чувство гордости за свою семью, эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, родным и близким людям, желание заботиться о них.

Материал: макет дома;картинки членов семьи; корректурная таблица «Семья», схема описательного рассказа о семье (эйдетика); загадки, пословицы о семье; тучка и солнышко (по количеству детей); шкатулка, квадрат красного цвета; картон разного цвета (d=20х20см), квадрат желтого цвета (d=3х3см), прямоугольник (d=8х3см), салфетки, кисточки, клеёнки, клей, ножницы, указка.

Предварительная работа:

1. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Беседа дома с родителями о своей семье, заучивание пословиц и поговорок о семье.

3. Рассказы детей о членах своей семьи.

4. Заучивание пальчиковой игры «Семья», игрового взаимомассажа (слова).

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …(папа)

3. Ароматное варенье, пироги на угощенье,

Вкусные оладушки от любимой …(бабушки).

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый … (дед).

5. Кто весёлый карапузик,

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка –

Это младший мой… (братишка).

6. Кто любит меня и братца

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка,

Моя любимая …(сестренка).

Воспитатель: Давайте перечислим теперь всех членов семьи (Дети перечисляют)

Воспитатель: Сколько всего членов семьи в этом доме?

Воспитатель: Всего 7 членов семьи.

Воспитатель: К цифре 7 добавлю «я», что получиться?…

Воспитатель: Семья.

Воспитатель: Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Воспитатель: Кто скажет, кто самый старший в семье Пети?

Воспитатель: Кто скажет, кто самый младший в семье Пети?

Воспитатель: Сколько всего детей в семье? Перечисли их.

Воспитатель: Сколько взрослых в семье? Перечисли их.

Воспитатель: Как можно маму и папу назвать одним словом?

Воспитатель: Сколько человек мужского пола в семье Пети? Назови их

Воспитатель: Перечисли людей женского пола. Сколько их всего?

Воспитатель: Ребята, скажите, какая семья у Пети: большая или маленькая?

Дети: Большая.

Воспитатель: Правильно. Семьи, в которых трое, четверо, пятеро детей, это большие семьи.

Воспитатель: А у нас в группе есть дети, у которых в семье много детей?

Воспитатель: Семья, в которой растет один ребенок, называется маленькой.

Воспитатель: Поднимите руки, у кого в семье один ребенок? Вот у вас маленькая семья. Но ничего, может у вас скоро появиться братик или сестричка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, про кого мы еще забыли? (обращаю внимание детей на чердак, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, кошка Мурка тоже Петина семья? (Рассуждение детей). Кошка – это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и котята. А каких вы еще знаете домашних животных?(Дети перечисляют)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужна семья? (Рассуждение детей)

Верно, чтобы любить друг друга, заботиться друг о друге, растить и воспитывать детей, говорить друг с другом ласково.

Воспитатель: На примере Петиной семьи, мы увидели, кая у него дружная и большая семья. А теперь давайте мы расскажем о своей семье по этой схеме.

Кто хочет рассказать о своей семье?

(Схема по эйдетике «Семья» — рассказывают 3-4 чел.)

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботяться друг о друге, весело и дружно живут вместе. И не важно, большая у вас семья, или маленькая, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть пальчиками? (Да)

Давайте встанем в круг (Дети делают круг).

– Что это у меня?(Пальцы)

– Сколько пальцев на одной руке? (Пять)

– Сколько пальцев на 2-х руках?

– Давайте вспомним, как называется каждый пальчик на руке и кого из членов семьи можно назвать этим пальцем (Дети вспоминают название каждого пальца и каждый палец называют одним членом семьи).

Воспитатель: А теперь вспомним пальчиковую игру «Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим эту таблицу. Давайте назовем
предметы, которые изображены на таблице (Дети перечисляют предметы, показывает воспитатель).

– Найди на таблице маму. На каком месте стоит мама? В каком ряду?

– Покажи предметы, какими может пользоваться мама?

– Посмотри, кто еще из родителей изображен на таблице? В каком ряду стоит папа?

– Найди предметы на таблице, которые нужны папе?

–Посмотри и скажи, кто может играть с куклой? В каком ряду стоит дочка? На каком месте?

– Назови предметы, которые нужны дочке?

– Покажи кастрюлю? Кто расположен выше кастрюли? Кто ниже кастрюли? Кто слева? Кто справа?

– Найди купальник. Какой первый звук в этом слове? Какой последний звук?

– Покажи машинку? Сколько слогов в слове машинка? Какой первый звук?

– Найди матрешку? Какой первый звук в этом слове? Сколько слогов в этом слове?

Воспитатель: Вот сколько необходимо предметов для жизни семьи.

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года? (Осень).

Правильно. Давайте мы с вами сейчас сделаем друг другу игровой массаж, чтобы быть крепкими и здоровыми осенью.

Игровой взаимомассаж.

(Дети становяться по кругу в парах друг за другом)

Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам

(Ладонями)

Гром, гром! Как из пушек

Нынче праздник у лягушек

(кулачками)

Град, град! Сыплет град

Все под крышами сидят

(пальцали)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин

(гладим ладонями по спине)

Воспитатель: Ребята, после массажа как вы себя чувствуете?

Воспитатель: У меня для вас есть подарок. Хотите узнать какой? Тогда становитесь рядом друг с другом. Это шкатулка. Эта шкатулка не простая, а волшебная «Шкатулка добрых и ласковых слов». Ребята, вас дома называют ласково? (Да). А вы своих близких называете ласково? (Да). Так вот, у меня на тарелочке лежат квадратики, они волшебные. Надо в каждый квадратик сказать доброе и ласковое слово и положить в шкатулочку, и шкатулочка эти слова будет хранить.(Дети поочереди называют добрые и ласковые слова, кладут квадратики в шкатулочку).

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете добрых и ласковых слов. Давайте закроем нашу шкатулочку, чтобы слова не растерялись и не забылись.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья. Вы любите своих родных? (Да) А как вы выражаете свою любовь к ним? (Рассуждение детей)

Воспитатель: Верно, мы совершаем хорошие поступки, и как можно меньше надо делать плохих поступков, чтобы не огорчать родителей. Как вы думаете, на что похожа грусть?(Ответы детей). Сейчас мы поиграем в игру «Хорошие и плохие поступки». Я каждому раздам солнышко и тучку. Если я назову хороший поступок вы поднимете солнышко, если плохой – тучку. Будьте внимательными.

Игра «Хорошие и плохие поступки»

Воспитатель: Больше делайте хороших поступков, чем плохих, чтобы не огорчить родителей.

Воспитатель: Семья – самое главное, что есть у человека, и поэтому во все времена рус. Народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и называть пословицы и поговорки о семье (в кругу дети передают мяч и называют пословицы и поговорки о семье).

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье!

Воспитатель: Ребята, а какой может быть семья?

Воспитатель: Большой и маленькой, дружной, веселой, крепкой, счастливой, трудолюбивой, заботливой. А как вы понимаете слова «Счастливая семья»? Это семья, где любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков; живут в радости и дружбе.

Воспитатель: Счастливая семья похожа на красивый цветок, мы сейчас с вами
будем клееть этот волшебный цветок. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Давайте вспомним из чего состоит цветок?

Дети: Из середины и лепестков.

Воспитатель: Середину мы будем клеить из какой геометрической фигуры?

Дети: Из Квадрата

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получился круг?

Дети: Срезать углы и закруглить.

Воспитатель: А из какой фигуры сделаем лепестки?

Дети: Из прямоугольника

Воспитатель: Лепестки нашего цветка все разного цвета и каждый лепесток будет обозначать частичку счастливой семьи.

Какой вы видите свою семью, столько лепестков и клейте. Не обязательно брать все прямоугольники в тарелочке. Каждый лепесток цветка вы в конце работы назовете, что он у вас обозначает. Сейчас я вам напомню, как надо вырезать лепесток. Нужно сложить прямоугольник в длину пополам, подравнять уголочки, чтобы совпадали, провести пальчиком по линии сгиба, чтобы получить 2 симметричные половинки прямоугольника. Взять пальцами левой руки прямоугольник со стороны сгиба, ножницы взяли в правую руку двумя пальцами: большим и указательным, срезаем углы внизу и закругляем, потом вверху срезаем угол и закругляем. Раскрываем. Что получилось? (Лепесток). И так каждый лепесток.

Вы клеите цветок у себя, а я тоже клею цветок. Приступайте к работе. (Дети клеят цветок).

Воспитатель: Какой красивый цветок у каждого получился. Подарите цветок дома родителям, расскажите им. Что обозначает каждый лепесток. Берегите свой цветок, храните его. Пусть он будет талисманом вашей счастливой семьи.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня на занятии говорили?(Семье) Что нужно делать для того, чтобы семья была крепкой и дружной, счастливой? (Ответы детей).

В конце занятия дети танцуют под песню Ермолова «Моя семья».