Как сделать стекло матовым. Как можно сделать жидкое стекло в домашних условиях Как делают стекло в домашних условиях

Сделать простое стекло оригинальным можно с помощью нескольких технологий. К примеру, изготовить витраж, создать на нем рисунок или сделать мозаику. Но наиболее интересным способом смастерить действительно дизайнерское изделие - трансформировать его в матовое стекло.

После матирования оно превращается в материал с измененной структурой поверхности, став непрозрачным. На одном стекле можно использовать несколько техник обработки для изготовления оригинальных и действительно индивидуальных изделий.

Стеклянные изделия – декоративные осветительные приборы, сувениры, вазы, различная посуда - эти предметы пользуются значительным спросом среди населения. Часто, мы эти предметы выбираем, если необходимо сделать подарок. Нас привлекают матовые бра, салатницы и бокалы, их украшают различными рисунками, узорами и природными орнаментами.

Неукрашенные изделия, хоть и стоят намного меньше, практически не привлекают внимание.

Матировать можно как совершенно плоские поверхности, так вещи сложной формы. Нет вещицы, которую было бы невозможно декорировать с помощью матирования. А их внешний вид ограничен исключительно богатством вашей фантазии.

Использование


Основное предназначение матового стекла
– предохранение от постороннего глаза, появляется нередко. К примеру, для организации защищенной и интимной обстановки в спальне, при организации в общем помещении отдельных отсеков или для изготовления перегородок в сантехнических помещениях.

При планировании офисного пространства, станут незаменимыми разделительные стенки с матовыми стеклами.

Часто, матирование используют в обиходе, изготавливая из него части дверей с остеклением, окаймление зеркал, посуды и осветительных приборов. Можно приобрести готовое матовое стекло в стекольных мастерских или изготовить его своими силами.

Процесс осуществляется такими способами:

  1. Механически.
  2. С помощью химических веществ.
  3. Используя пескоструйную установку.

Технология механической обработки (специальными пастами) довольно прост. Химические вещества применять в домашних условиях рискованно. А использование пескоструя требует наличия особого оборудования и дает возможность трансформировать в основном толстое стекло, и обработка этим способом получается грубой.

Для установки матированных стекол в цельностеклянных изделиях его закаливают.

Знание о том, как матировать стекло, может помочь и домашнему мастеру. Нередко, дверцы кухонных шкафов изготавливают, используя матированное стекло. Реставрировать мебель стоит дорого, будет дешевле и удобнее изготовить его самостоятельно.

Положительные свойства и минусы

Чем они хороши:

  1. Обособленность пространства от чужих глаз.
  2. Разнообразие оформления, изящество и красота изделий из матового стекла.
  3. Разнообразие видов материала.
  4. Выбор подходящей технологии матирования.
  5. Универсальность использования.

Отрицательными качествами этого материала считают небольшую шероховатость, на них собирается пыль. Ликвидировать этот изъян можно, если покрыть стекло специальным лаком.

Технологии изготовления


Есть несколько способов:

  1. Обработка на пескоструйном агрегате.
  2. Химическая обработка.
  3. Оклейка специальной пленкой.
  4. Лакомат.

Изменение структуры стеклянной поверхности с помощью пескоструя – наиболее распространенная технология матирования. Поток песка удаляет верхнюю поверхность обычного стекла, и она теряет прозрачность. Изменяя фракцию абразивного материала, давление в агрегате, можно изменять шероховатость и степень матовости.

Есть несколько разновидностей обработки стекла пескоструем:

  1. Плоскостная.
  2. Цветная.
  3. Оттеночная.
  4. Трехмерная.

Травление стекла для формирования непрозрачной стеклянной поверхности выполняется с помощью плавиковой кислоты. Матирующая паста через трафарет покрывает незащищенные части изделия, и через определенное время удаляется и стеклянная поверхность моется.

Места, прошедшие обработку пастой, делаются матовыми. По сравнению с матированием пескоструем, обработка пастой делает поверхность менее шероховатой и она после обработки не нуждается в защитном покрытии.

На производствах, матирующими веществами стеклянную поверхность обрабатывают полностью, благодаря чему удается создать идеальную матовую плоскость, которую называют – сатинато.

Матовые плёнки для стекла

Отделка пленкой –наиболее экономичный способ. Стекло покрывается пленкой со штриховкой, узорами или рисунком.

Недостатком такого способа матирования является необходимость использования отделанного стекла в особых условиях - нельзя допускать трения или сильного увлажнения поверхности.

Лакомат – специальный способ матирования. Поверхность покрывают слоем матирующего лака, он бывает как полупрозрачный, так и белый.

Во время покрытия стекла лаком необходимы инструменты:

  • торцовки из резины;
  • валики;
  • кисти;

Этот способ требует особой осторожности в работе и аккуратности.

Оригинальные изделия с необычным эффектом получаются при изменении стеклянной поверхности с помощью лазерного излучения. Существует способ обработки стекла с помощью детонации поверхности и с помощью напыления металлов плазменной установкой, при такой обработке небольшие капли расплавленного металла нагревают стекло до большой температуры.

В результате, на поверхности стекла образуются микросколы и очень маленькие трещины. Они и создают матовые участки. Но такие технологий матирования практически не используют по причине высокой цены на оборудование и сложности процесса изготовления.

Разновидности стекла, которые применяют при изготовлении матовых изделий:

  • зеркальное;
  • тонированное;
  • окрашенное;
  • каленое;
  • триплекс;
  • полированное;

Приготовление пасты для матирования


Внимание! Так как изготовление пасты своими руками требует работы с химическими веществами, все необходимо выполнять в защитных перчатках и халате.

Существует несколько «рецептов» матирующей пасты. Изготавливают с помощью плавиковой кислоты или жидкого стекла.

Для пасты из плавиковой кислоты необходимы:

  1. Фтористый натрий.
  2. Желатин.
  3. Дистиллированная вода.

Вводят компоненты в пропорции 2:1:25 и хорошо перемешивают. Готовую смесь наносят на стеклянную поверхность валиком, после обработки их смывают чистой водой.

После этого, стекло сушат и 60 секунд выдерживают его в 6% соляной кислоте. Матирование стекла при этом способе производится с помощь плавиковой кислоты. Его нельзя использовать для формирования рисунка - смесь станет проникать под трафарет.

Жидкое стекло необходимо смешать с дистиллированной водой, после этого в него добавляют небольшое количество зубного порошка, и состав хорошо перемешивают. В пасту иногда вводят пигменты, к примеру, ультрамарин или сурик. Вымытую стеклянную поверхность покрывают пастой с помощью валика, и после высыхания моют водой.

Уход


Интенсивнее чем на обычном, на матовом стекле заметнее любые загрязнения, хорошо видны даже следы пальцев. Сразу после их возникновения удалить их проще - необходимо протереть загрязненный участок поверхности слегка увлажненной микрофибровой салфеткой.

Серьезные пятна, к примеру, от жира, можно ликвидировать. Такое стекло необходимо изредка протирать отрезком натуральной замши, и мыть подогретой водой с небольшим количеством уксуса. После такой обработки, очищенную поверхность сушат, используя для этого микрофибру.

Еще, как вариант очистки матовой стеклянной поверхности, может быть обработка составом из нескольких ложек порошкового мела и 200 гр. чистой воды. Смесь наносят отрезком тряпки на стеклянную поверхность, и когда она высохнет, стирают газетной бумагой.

Сильные загрязнения необходимо снимать, используя нашатырный спирт, но он сильно и неприятно пахнет, по этой причине, при такой обработке нужно интенсивно проветривать помещение.

Самостоятельно изготовленное матовое стекло способно стать подлинным произведением искусства, а с помощью своевременного ухода, красота изделия сохранится надолго.

Стеклоделие - это очень древний процесс. Существуют археологические свидетельства, что люди изготавливали стекло еще за 2500 лет до нашей эры. Получение стекла, бывшего когда-то редкостным и ценным произведением искусства, в настоящее время является распространенным производственным процессом. Изделия из стекла используются в качестве промышленной и бытовой тары, изоляторов, армирующего волокна, линз и предметов декоративного искусства. Материалы для получения различных типов стекла могут отличаться, но общий процесс его получения описан ниже.

Шаги

Использование печи

    Приобретите кварцевый песок. Кварцевый песок - это основной ингредиент для производства стекла. Стекло без примесей железа ценится за прозрачность, так как если в стекле содержится железо, стекло будет казаться зеленоватым.

    • Надевайте маску, если вы работаете с очень тонкозернистым кварцевым песком. При вдыхании он может раздражать горло и легкие.
    • Кварцевый песок можно купить в интернет-магазинах. Он довольно дешевый, мешок весом 25 кг стоит в районе 200 рублей. Если вы хотите работать в промышленных масштабах, то для больших партий специализированные продавцы могут предложить хорошие цены - иногда менее 2000 рублей за тонну.
    • Если вы не можете найти песок, который содержит мало примесей, эффект зеленоватого оттенка можно компенсировать добавлением небольших количеств диоксида марганца. А если вы хотите зеленоватое стекло, оставьте железо как есть!
  1. Добавьте к песку карбонат натрия и оксид кальция. Карбонат натрия (называемый кальцинированной содой) снижает температуру получения промышленных стекол. Однако он вызывает разъедание стекла водой. Поэтому, чтобы нейтрализовать это явление, в стекло дополнительно вводят оксид кальция, или известь. Для того, чтобы сделать стекло более стойким, в него вводят оксиды магния и/или алюминия. Обычно эти добавки занимают не более 26–30 процентов в составе стекла.

    В зависимости от назначения стекла, добавьте другие химические вещества. Наиболее распространенная добавка для декоративных стекол - это оксид свинца, который обеспечивает блеск хрусталя, а также его низкую твердость, облегчающую резку, а также низкую температуру образования расплава. Линзы очков могут содержать оксид лантана, Который используется из-за своей преломляющей способности, тогда как железо способствует поглощению железа стеклом.

    • Свинцовый хрусталь может содержать до 33 процентов оксида свинца, однако чем больше свинца, тем больше опыта требуется для того, чтобы сформовать расплавленное стекло, поэтому многие стеклоделы выбирают низкое содержание свинца.
  2. Добавьте компоненты для получения желаемого цвета стекла, если это необходимо. Как было отмечено выше, примеси железа в кварцевом стекле придают ему зеленоватый вид, поэтому оксид железа добавляется для повышения зеленоватого оттенка, как и оксид меди. Соединения серы дают желтоватый, янтарный, коричневатый и даже черный оттенок, в зависимости от того, сколько углерода или железа дополнительно добавляют в стекольную шихту.

    поставьте шихту в хороший температуроустойчивый тигель. Тигель должен выдерживать исключительно высокую температуру, которая достигается в печи. В зависимости от добавок, она может колебаться от 1500 до 2500 градусов. Тигель должен быть таким, чтобы захват его металлическими щипцами и прутьями не составлял затруднений.

    Расплавьте смесь до жидкого состояния. Для промышленного силикатного стекла это осуществляется в газоотапливаемой печи, специальные стекла можно плавить в электрической, горшковой или муфельной печи.

    • Кварц и песок без примесей переходят в стеклообразное состояние при температуре 2300 градусов Цельсия.Добавление карбоната натрия (соды) снижает температуру, необходимую для стеклообразования до 1500 градусов Цельсия.
  3. Гомогенизируйте расплавленное стекло и удаляйте из него пузырьки. Это подразумевает размешивание стекла до равномерной густоты и добавление таких веществ, как сульфат натрия, хлорид натрия или оксид сурьмы.

    Отформуйте расплавленное стекло. Формование стекла можно осуществлять одним из следующих способов:

    • Расплав стекла можно вылить в форму и дать ему остыть. Этот метод использовался египтянами, именно так создаются большинство оптических линз.
    • Большое количество расплавленного стекла можно собрать на конце полой трубы, а затем выдувать его, поворачивая трубу. Стекло формуется благодаря воздуху, продуваемому в трубу, силе тяжести, действующей на расплав стекла, и любым инструментам, которые использует стеклодув для работы с расплавленным стеклом.
    • Расплавленное стекло можно выливать в ванну с расплавленным оловом, используемым в качестве субстрата, и продувать его сжатым азотом для формования и полировки. Сформованное по этому методу стекло называется флоат-стеклом и именно так производят листовое стекло с 1950-х годов.
  4. Медленно охладите стекло в печи. Этот процесс называется отжигом, и при нем удаляются все точечные источники напряжений, которые могут образовываться в процессе охлаждения стекла. Неотожженное стекло гораздо менее прочное. Как только процесс будет завершен, на стекло можно наносить покрытие, ламинировать или обрабатывать его каким-либо другим способом для повышения прочности и стойкости.

    Использование жаровни на древесном угле

    1. Сделайте импровизированную печь из гриля для барбекю, отапливаемого древесным углем. В этом методе для расплавления кварцевого песка в стекло используется теплота, вырабатываемая пламенем от сжигания древесного угля. Используемые материалы относительно дешевы и доступны - теоретически, чтобы подготовить все необходимое для получения стекла, вам понадобится лишь сбегать в строительный магазин. Используйте большой гриль для барбекю - подойдет гриль стандартного размера модели «купол». Он должен быть как можно более толстостенным и прочным. Большинство грилей для барбекю имеют вентиляционное отверстие на дне - откройте его.

      • Даже при чрезвычайно высокой температуре, которая достигается при использовании данного метода, расплавить песок на гриле может быть очень сложно. Перед тем как начать, добавьте к песку небольшое количество (около 1/3–1/4 объема песка) стиральной соды, извести и/или буры. Эти добавки снижают температуру плавления песка.
      • Если вы собираетесь выдувать стекло, имейте под рукой длинную полую металлическую трубу. Если же вы собираетесь выливать стекло в форму, подготовьте ее заранее. Вам нужна форма, которая не сгорит и не расплавится от жара расплавленного стекла, для этих целей отлично подходит графит.
    2. Знайте опасность этого метода. Этот метод предусматривает нагрев гриля для барбекю за пределы его нормальных температурных ограничений - настолько, что может даже расплавиться сам гриль. Неосторожная работа с использованием этого метода представляет угрозу тяжелейших ранений или даже смерти . Работайте с осторожностью. Держите под рукой большой объем земли, песка или огнетушитель, предназначенный для высоких температур, на случай, если вам понадобится уменьшить интенсивность огня.

      Предпримите все возможные меры предосторожности, чтобы защитить себя и ваши вещи от высокой температуры. Работайте по данному методу на бетонной поверхности вне помещения, в условиях достаточного пространства вокруг. Не используйте незаменимое оборудование. Держитесь подальше от гриля, когда вы варите стекло. Вам также нужно надеть как можно больше защитной одежды, включая:

      • высокопрочные перчатки или рукавицы для печей;
      • сварочную маску;
      • высокопрочный фартук;
      • огнестойкую одежду.
    3. Приобретите пылесос для домашней мастерской с длинной насадкой на шланг. С помощью клейкой ленты или еще каким-нибудь образом изогните шланг так, чтобы он дул прямо в вентиляционное отверстие на дне, не касаясь корпуса гриля. Вероятно, вам понадобится прикрепить шланг к одной из ножек или колесиков гриля. Поставьте сам пылесос как можно дальше от гриля.

      • Убедитесь, что шланг закреплен и не двигается: в случае высвобождения его во время варки стекла, не подходите к грилю, если он будет сильно разогрет.
      • Включите пылесос, чтобы проверить положение шланга. Точно размещенный шланг будет дуть прямо в вентиляционное отверстие.
    4. Выложите внутреннюю поверхность гриля древесным углем. Используйте больше угля, чем вы бы взяли для запекания мяса. Успешные результаты наблюдаются при заполнении гриля практически до краев.

Человек ежедневно сталкивается со стеклянными изделиями. Стекло почти волшебный предмет – с одной стороны прозрачное, с другой материальный объект. Вещество будет прозрачным, когда фотоны (кванты света) проходят сквозь него, не поглощаясь. Но почему-то далеко не каждому приходит в голову мысль – как и из чего делают стекло? Как происходит процесс?

Интересные факты:

  • Чтобы стекло разложилось, понадобится миллион лет.
  • Стекло перерабатывается без потери качества.
  • Самое толстое стекло в мире – это 26 см экран сиднейского аквариума.

Из чего делают стекло?


Для изготовления стекла мастера берут: кварцевый песок (основная составляющая); известь; сода;

Вначале кварцевый песок, соду и известь нагревают в специальной печи до температуры 1700 градусов выше нуля. Песчинки соединяются между собой, после гомогенизируются (превращается в однородную субстанцию), газ удаляется. Масса «окунается» в расплавленное олово с температурой выше 1000 градусов, которая плавает на поверхности из-за более низкой плотности. Чем меньше масса, попадающая в ванну с оловом, тем тоньше будет стекло на выходе.

Интересные факты:

  • Самое дорогим в мире считается Муранское стекло. Изделия из него стоят миллионы долларов. Венеция с древних времен славилась изготовлением качественного стекла. Достоверно известно, что в XIII веке правительство государства перенесло производство на крупный остров Мурано, и мастерам было категорически запрещено покидать его. Наказание – смертельный приговор. Кроме того, для туристов или других жителей Венеции также вход на остров был закрыт. Такие жесткие меры позволили сохранить тайну производства.
  • Одним из самых интересных психических заболеваний Средневековья является «стеклянная болезнь». Человек при таком расстройстве думал, что сделан из стекла, и боялся разбиться. Таким недугом страдал французский король Шарль VI. Монарх носил всегда несколько слоев одежды и запрещал к себе прикасаться.

Какие функции выполняют сода и известь в процессе производства?


Сода помогает уменьшить температуру плавления в 2 раза. Если ее не добавить, песок будет очень сложно расплавить, и соответственно – соединить отдельные песчинки между собой. Известь нужна, что бы масса стойко переносила воду. Если бы ее не было в составе, окно, например, растворилось бы сразу после первого дождя, а стакан лопнул после соприкосновения с водой.

Материалы по теме:

Как и из чего делают лапшу?

Интересные факты:

  1. Китай не производил стекло более 500 лет – с XIV по XIX века. Сейчас государство – один из лидеров производства, и контролирует треть мирового стеклянного рынка.
  2. 1994 год стал крайне активным в плане переработки стекла в США. Если выложить в одну линию все переработанные за тот год стеклянные изделия, получится своеобразная «дорога» на Луну.

Как получается цветное стекло?

Стекло производят не только бесцветное. Чтобы получить цветное изделие, в печь для плавления, помимо основных компонентов, добавляют химические соединения:

  1. Оксиды железа дают стеклу насыщенный красный оттенок.
  2. Оксиды никеля – коричневый, фиолетовый (в зависимости от количества).
  3. Чтобы получить ярко-желтый оттенок, добавьте к песку, соде и извести оксиды урана.
  4. Хром делает стекло зеленым.

Какими характеристиками и свойствами обладает стекло?

Пропорции компонентов для изготовления стеклянных товаров подбирают в зависимости от их назначения. Выделяют: бытовое стекло – то, из чего после делают посуду, очки, украшения; строительное – витрины, окна, витражи;

Основу стекла составляет один из самых распространённых материалов: кварцевый песок. Его подвергают специальной обработке, нагревая до критических температур. При этом отдельные частички песка сплавляются между собой. Затем следует быстрое охлаждение получившейся массы, в ходе которого песчинки просто не успевают вернуться в первоначальное состояние.

Процесс изготовления стекла состоит из нескольких этапов :

1. Песок плавят до жидкого состояния в специальной печи. Кварцевый песок плавится при температуре 2300 градусов Цельсия. Добавление карбоната натрия (соды) снижает необходимую для стеклообразования температуру до 1500 градусов Цельсия. Однако сода вызывает разъедание стекла водой. Поэтому, чтобы нейтрализовать это явление, в стекло дополнительно вводят оксид кальция (известь).

2. В зависимости от назначения стекла в эту смесь добавляют другие химические вещества. Наиболее распространённая добавка для декоративных стекол — это оксид свинца, который обеспечивает блеск, а также низкую твёрдость, облегчающую резку. Чтобы сделать стекло более стойким, в него вводят оксиды магния или алюминия.

3. Чтобы придать стеклу нужный оттенок, в расплавленную массу добавляют оксиды различных металлов. Например, с помощью оксида железа его делают красным, оксида никеля — фиолетовым или коричневым, оксида урана — жёлтым. Медь или хром придают ему зелёный цвет разных оттенков.

4. Из расплавленной массы песка, соды, извести и других компонентов удаляют газовые пузырьки. Это подразумевает размешивание стекла до равномерной густоты и добавление таких веществ, как сульфат или хлорид натрия, оксид сурьмы.

5. Расплавленному стеклу придают форму. Это можно осуществлять одним из следующих способов:

  • Стекло выливают в ванну с расплавленным оловом, используемым в качестве субстрата, и продувают сжатым азотом для формования и полировки. Именно так производят листовое стекло с 1950-х годов.
  • Расплавленную массу выливают в форму и дают стеклу остыть. Этот метод использовался египтянами, именно так создаётся большинство оптических линз.
  • Стекло собирают на конце полой трубы, а затем выдувают его, поворачивая эту трубу. Стекло формуется благодаря продуваемому воздуху, силе тяжести, действующей на его расплав, и любым инструментам, которые использует стеклодув. Так изготавливают вазы, стаканы, ёлочные игрушки и другие объёмные предметы.

6. Стеклу дают остыть, после чего его вновь подвергают тепловой обработке. Делается это, чтобы стекло стало более прочным. Этот процесс называется отжигом, при нём удаляются все точечные источники напряжений, которые могут образовываться в процессе охлаждения стекла.

7. На завершающем этапе на стекло наносят различные покрытия, ламинируют или обрабатывают его каким-либо другим способом для повышения прочности и стойкости. Листовое стекло режут на стандартные листы.

Тезисы перед началом работы – кратко о матировании стекла

Итак, все ли стекла можно матировать? Практически все, включая окрашенное и прозрачное стекло шкафа, зеркала, вставки в мебельном гарнитуре, посуду, автомобильные стекла, а также хрусталь. Единственное, что не поддается матированию – термостойкое стекло, которое обозначается специальным знаком.

Аэрозоль и паста для матирования стекла не содержат агрессивных кислот, но работать с этими химическими составами нужно обязательно в проветриваемом помещении, надевая перчатки и респиратор. Температура помещения, где будет проходить матирование стекла, должна составлять от 18 до 30 градусов. В таких же температурных условиях хранится и матирующая паста. При более низких показателях состав начинает кристаллизироваться. Если это произошло, окунаем тюбик с пастой в подогретую воду, на ее качестве это никак не отобразится.

Перед началом работы приобретите: матирующую пасту, спирт, резиновые перчатки, пластиковый или резиновый шпатель, трафарет для создания рисунка, аэрозольный клей, губки и салфетки. Подготавливаем рабочую поверхность – обезжириваем стекло спиртом и протираем его салфеткой из микрофибры. Если вы наносите на стекло рисунок, заранее заготовьте трафарет. Его можно приобрести в магазине или сделать свой узор, используя в качестве базы пленку Oracal . Чтобы трафарет не съезжал во время работы, обработайте его с обратной стороны аэрозольным клеем. Он хорошо зафиксирует пленку и не оставит следов, при необходимости используйте малярный скотч. Для надежности приложите сверху трафарета пергаментную бумагу и еще раз все разгладьте.

Теперь переходим к самому матированию. Наносим пасту густым слоем на трафарет и равномерно распределяем ее по всей поверхности, оставляем впитываться на 10–15 минут. По истечению данного времени произойдет травление стекла и на нем отпечатается рисунок. Верхний слой пасты снимаем и помещаем его обратно в контейнер, а мелкие остатки смываем водой, снимаем трафарет и все насухо протираем микрофиброй. Если вы не хотите приобретать матирующую пасту в магазине, вы можете сделать ее самостоятельно. Для первого варианта возьмите жидкое стекло и размешайте его с небольшим количеством дистиллированной воды и щепоткой зубного порошка. Чтобы создать красочный рисунок, подсыпьте краситель, например сурик или ультрамарин.

Для второго варианта подготовьте 2 части фтористого натрия или калия, 1 часть желатина и смешайте их с 25 частями дистиллированной воды. Полученную массу наносим на стекло, а после того, как она подсохнет, наливаем сверху 6 % соляную кислоту и оставляем ее для химической реакции на минуту. Работаем в перчатках и с открытой форточкой. В результате такого взаимодействия образуется плавиковая кислота, которая и будет травить стекло. В конце, как и с использованием магазинной пасты, тщательно промываем стекло водой.

Аэрозоль и пескоструйный способ – создаем фигурные узоры

Для нанесения матовых узоров на небольшие поверхности, такие как стеклянный бокал, подсвечник, ваза для цветов, амбарное стекло, можно воспользоваться сухими аэрозолями. Они продаются в большом ассортименте разных цветов, давая возможность создать красочный матовый рисунок в праздничном стиле. Для обработки стекла своими руками с матирующим аэрозолем вам понадобится уже знакомый набор инструментов.

Сначала обезжириваем поверхность спиртом, после чего прикладываем трафарет, а все области стекла, которые вы хотите защитить от краски, заклеиваем малярным скотчем. Перед началом работы встряхиваем баллончик и распределяем его по поверхности рисунка. Чтобы краска легла равномерно, наносим 2–3 матирующих слоя, дожидаясь полного высыхания каждого из них . Если этого вам покажется мало, то для закрепления полученного эффекта сверху рисунка можно нанести матовый аэрозольный лак. Полное время его высыхания составляет 1–2 часа.

Пескоструйный аппарат применяют для придания стеклу матовости в производстве. Сейчас же можно найти подобные аппараты и для бытового использования. По сравнению с матирующими пастами и аэрозолями, они обладают более широкими возможностями. При помощи пескоструйных аппаратов можно создать матирование разной глубины и плотности, а также применять его для работы с большими поверхностями. Однако потребуется определенный навык. Но если вы готовы рискнуть, тогда давайте приступим.

Среди недостатков данного метода хотелось бы отметить уменьшение толщины стекла до 3 мм после окончания обработки. Поэтому для работы с пескоструйным аппаратом подойдут стекла толщиной не менее 5 мм.