Исследование тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста. Курсовая работа: Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам ри

1

В статье проведен анализ взаимосвязи проявлений личностной, ситуативной и школьной тревожности с профессиональными склонностями у детей старшего подросткового возраста. При этом учитывались следующие характеристики испытуемых: пол, уровень ситуативной и личностной тревожности, доминирующий тип профессиональных склонностей. С учетом разницы психофизиологических особенностей мальчиков и девочек в подростковом возрасте, исследование предполагало дифференциацию испытуемых по половому признаку и проведение сравнительного анализа между испытуемыми разного пола по всем параметрам. Результаты нашего экспериментального исследования позволяют выделить специфику проявлений тревожности и профессиональных склонностей у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также характер взаимосвязи данных показателей. Проведенная работа дает возможность наметить пути оптимизации психологического сопровождения подростков в плане коррекции проявлений тревожности, помощи в профессиональном самоопределении подростков, а также психологического просвещения их социального окружения.

подростковый возраст

школьная тревожность

ситуативная тревожность

личностная тревожность

профессиональные склонности

профессиональная ориентация школьников

1. Буркова Е.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13–14 лет/ Е.В. Буркова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95171.htm (дата обращения 15.11.2016).

2. Малолеткова А.В. Снижение ситуативной тревожности как показатель эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук (19.00.07)/Малолеткова Анна Васильевна; КГТУ им. А.Н. Туполева. – Казань, 2003. – 20 с.

3. Милова Ю.В. Регуляция страха и тревоги в контексте концепции личностного здоровья / Ю.В. Милова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 89–97. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16216.htm (дата обращения 15.11.2016).

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.

5. Тимохина А.С. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков [Текст]/ А.С. Тимохина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95046.htm (дата обращения 15.11.2016).

Проблема влияния эмоционального состояния подростков на все сферы их жизни изучается комплексно и разносторонне. Однако она не теряет своей актуальности, особенно применительно к современным подросткам и социальной ситуации их развития. На фоне значимых психофизиологических изменений, присущих подростковому периоду, современное обучение предлагает детям весьма стрессогенные ситуации: введение основного государственного экзамена (ОГЭ) в конце девятого класса; необходимость профессионального самоопределения в этот же период; комплексные изменения в сфере профессионального образования, требующие от подростка быстрой ориентации в ситуации, но зачастую не дающие достаточно информации; отсутствие у людей старшего поколения компетентности, позволяющей эффективно помочь подростку в решении данных проблем и т.п. Эти и другие факторы приводят к тому, что одним из доминирующих эмоциональных состояний современных подростков является тревога. При постоянном нахождении человека в определенном эмоциональном состоянии оно постепенно перерастает в качество личности, в нашем случае - в тревожность.

Целесообразно в данных условиях организовывать психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом вышеназванных факторов. Следовательно, необходимо исследовать и учитывать взаимовлияние проявлений тревожности и различных сфер жизни и самоопределения детей подросткового возраста с целью оптимизации психолого-педагогической помощи детям в указанных ситуациях, учете данных факторов в процессе общего и профессионального обучения молодежи, психолого-педагогического просвещения субъектов образовательного процесса.

Одной из важнейших сфер самоопределения подростка является профессиональное самоопределение. Переход на систему двухуровневого высшего образования, изменения в требованиях к уровню входных знаний при поступлении в учреждения профессионального обучения вынуждают современных молодых людей определяться в данном аспекте в более раннем возрасте, а именно, к концу обучения в средних классах. Поэтому изучение взаимосвязи указанной сферы самоопределения с тревожностью подростков является, на наш взгляд, актуальным и востребованным.

Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи тревожности и профессиональных склонностей детей старшего подросткового возраста. Изучение проблемы тревожности и профессиональных склонностей подростков находит свое отражение в работах таких исследователей, как: К.М. Гуревич, А.Е. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, А.М. Прихожан, В.И. Долгова и многие другие.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий . Прихожан А.М. выделила следующие признаки подростковой тревожности :

Переживания, чувства: позитивные, мобилизующие; ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала; непереносимость ожидания; желание убежать, скрыться, исчезнуть; чувство одиночества, незащищенности; чувство неполноценности, беспомощности, вины, стыда;

Поведенческие: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы; сосет ручку, палец, волосы, одежду; грызет ногти, ручку; напряжен, скован, не может расслабиться; повышенная суетливость, рассеянность, часто плачет;

Физиологические: легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами; в значимых ситуациях сильно потеет; дрожит, дрожат руки; сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках; учащенное сердцебиение; затруднение дыхания; соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т. п.; нарушение сна,питания и др.

Однако проявления тревоги имеют не только внешние характеристики, они косвенно отражаются во многих значимых аспектах жизни подростка.

Для проведения экспериментального исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: проявления тревожности - шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера Ч.Д. - Ханина Ю.Л., методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Beeman N. Phillips), профессиональные склонности - дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.

База исследования - МБОУ гимназия № 1 г. Ишимбай (Республика Башкортостан); МАОУ «СОШ № 26» г. Стерлитамак (Республика Башкортостан). Всего в исследовании приняли участие 96 учеников девятых классов (50 девочек и 46 мальчиков). Возраст испытуемых - 14-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось в марте-апреле 2016 года, что соответствует второму учебному полугодию.

Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики: первичная статистическая обработка, определение значимости различий с помощью t-критерия (критерий Стьюдента) и Х 2 -критерия (критерий Пирсона), корреляционный анализ, анализ и интерпретация результатов. Выбор методов и методик определялся целью исследования.

С помощью методики Спилбергера - Ханина нами проводилась диагностика ситуативной и личностной тревожности. При анализе нами учитывались половые различия испытуемых. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Частотное распределение испытуемых по уровням ситуативной и личностной тревожности

Параметр

Количество испытуемых (%)

Значимость различий

(Х 2 -критерий)

Мальчики

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Анализ представленных в таблице данных позволяет заключить, что девочки и мальчики-подростки значимо различаются по степени выраженности как личностной, так и ситуативной тревожности. При этом подавляющее большинство девочек демонстрирует средний уровень тревожности, тогда как мальчики имеют довольно высокие показатели по высокому уровню обоих рассматриваемых видов тревожности. На наш взгляд, это может быть обусловлено как психофизиологическими особенностями, присущими подростковому возрасту, так и более низкой компетентностью мальчиков в плане отреагирования или компенсации своих тревожных переживаний.

Проявления тревожности у подростков изучались нами с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Анализ данных по этой методике проводился с учетом половых различий испытуемых. Средние показатели по каждой шкале приведены в процентном отношении к максимальному показателю данной шкалы. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ проявлений школьной тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста

Параметр

Средний показатель (%)

Значимость различий

(t -критерий)

Мальчики

Общая тревожность в школе

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Полученные нами данные позволяют сделать выводы о выраженных проявлениях школьной тревожности в обеих группах испытуемых, поскольку автор теста говорит о повышенной тревожности ребенка по данному параметру, если количество совпадений по шкале более 50 %, и о высокой тревожности - более 75 %. В нашем случае и у мальчиков, и у девочек «лидируют» такие проявления, как страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих.

Интересно, что в целом проявления школьной тревожности сильнее выражены у девочек - в отличие от результатов предыдущей методики. Это подтверждается значимостью различий по таким параметрам, как фрустрация потребности в достижении успеха и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. По нашему мнению, это может свидетельствовать о более выраженной карьерной направленности девочек в данном возрасте, их большей зависимости от мнения окружающих, а также от социальных стереотипов.

Диагностика профессиональных склонностей испытуемых проводилась нами по дифференциально-диагностическому опроснику (ДДО) Е.А. Климова с учетом половых различий испытуемых. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Частотное распределение испытуемых по типам профессиональных склонностей

Результаты диагностики профессиональных предпочтений выявили значимые различия в профессиональных склонностях мальчиков и девочек подросткового возраста. Так, если у мальчиков основное предпочтение отдается типу «Человек - техника», то девочки склоняются к типу «Человек - природа». Интересно отметить, что обе выборки продемонстрировали минимальную заинтересованность типом профессии «Человек - знаковая система», хотя современные требования к профессионалам практически во всех областях предполагают информационную компетентность, связанную именно с этим типом профессии.

Для изучения характера взаимосвязи исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ по К. Пирсону, который был проведен в каждой группе испытуемых. В таблице 4 мы отразили значимые корреляционные взаимосвязи по каждой выборке, отметив значение коэффициента корреляции. При этом знак перед числовым значением отражает направление корреляционной взаимосвязи: «+» - прямая корреляция; «-» - обратная корреляция.

Таблица 4

Взаимосвязь профессиональных склонностей с проявлениями тревожности у детей старшего подросткового возраста

Типы профессиональных склонностей

Значение коэффициента корреляции

Показатели тревожности

МАЛЬЧИКИ (46 человек)

«Человек - природа»

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

«Человек - техника»

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

«Человек - человек»

Страх самовыражения

Ситуативная тревожность

«Человек - знаковая система»

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

ДЕВОЧКИ (50 человек)

«Человек - техника»

Общая тревожность в школе

Страх самовыражения

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

«Человек - человек»

Личностная тревожность

«Человек - знаковая система»

Переживание социального стресса

«Человек - художественный образ»

Переживание социального стресса

Личностная тревожность

Характер взаимосвязи профессиональных склонностей подростков с проявлениями тревожности отражает существенные различия в выборках, а также «популярность» некоторых проявлений тревоги применительно к типам профессий. Так, у мальчиков страх не соответствовать ожиданиям окружающих взаимосвязан с типом «Человек-природа» и обратно коррелирует с типом «Человек-техника». По нашему мнению, данный парадокс обусловлен широким распространением информационных технологий в современном обществе, поэтому публичность, ожидания окружающих людей могут ассоциироваться у современной молодежи с информационной и технической компетентностью. Ситуативная тревожность выше у мальчиков, предпочитающих тип профессии «человек-человек», и слабее выражена у предпочитающих работать со знаковыми системами.

У девочек подросткового возраста наблюдается несколько иная картина. Девочки, предпочитающие работать с техникой, не боятся обмануть ожидания других людей, отношений с учителями, однако имеют высокий уровень страха самовыражения. По нашему мнению, это может быть фактором стремления таких подростков уйти из мира реальных отношений в мир информационных технологий. Девочки, имеющие высокую личностную тревожность и переживающие социальный стресс, предпочитают работать с художественным образом; а низкий уровень аналогичных показателей имеют их сверстницы, предрасположенные к работе с людьми и знаковыми системами. В отличие от мальчиков, девочки рассматривают работу с людьми как ресурс, а не фактор тревожности, что может быть обусловлено психосоциальными особенностями девочек.

Необходимо отметить, что по результатам анализа обеих выборок можно выделить два независимых фактора: это фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний. Действительно, эти факторы никак не связаны с профессиональными склонностями девятиклассников, несмотря на существующие социальные стереотипы, что профессиональные предпочтения должны в той или иной мере учитывать успешность обучения.

Проведенный анализ взаимосвязи тревожности и профессиональных предпочтений девятиклассников позволил выявить их специфику и существенные различия для мальчиков и девочек. Это позволяет оптимизировать не только процесс коррекции тревожности у детей подросткового возраста, но и анализировать их профессиональные склонности.

Так, в коррекции как ситуативной, так и личностной тревожности в большей степени нуждаются мальчики, у девочек в подростковом возрасте данные показатели практически в норме. Однако показатели школьной тревожности имеют обратную тенденцию: выраженными у мальчиков оказались три показателя из восьми - общая тревожность в школе, страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. У девочек к этим показателям добавляются также фрустрация потребности в достижении успеха и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Именно по названным направлениям целесообразно, на наш взгляд, организовывать работу по коррекции тревожных состояний подростков.

Одна из оптимальных форм работы при коррекции тревожности может предполагать выделение типовых ситуаций, несущих наиболее стрессовую нагрузку для подростков, в том числе и связанных с профессиональным будущим . После выделения подобных ситуаций необходимо снизить информационную недостаточность по конкретной ситуации, поскольку недостаток информации - один из основных факторов формирования тревоги человека. Для этого можно организовать работу по формированию индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях путем проигрывания их в режиме тренинга . Хороший эффект дает обучение подростков способам регуляции страха и тревоги .

Таким образом, изучение взаимосвязи тревожности с профессиональными склонностями подростков актуально и имеет практическое значение в плане организации психологической помощи подросткам, а также специалистам, работающим с детьми подросткового возраста.

Библиографическая ссылка

Малолеткова А.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25657 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Аннотация. В статье представлен анализ гендерных особенностей проявления тревожности у подростков, показано, что в состоянии тревоги мальчики и девочки подросткового возраста переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Ключевые слова: гендер, тревожность, уровень тревожности, страх, психосоматика, самооценка.

Актуальность проблемы тревожности обусловила исследовательскую активность в данной области. Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, испытывают различные страхи, эмоциональную напряжённость.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. При этом состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх (Долгова В.И., Кормушина Н.Г., ).

Страх, эмоциональная напряженность и тревожность - очень близкие явления, это эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса . Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Тревога, как отмечал вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Существует различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе .

Проблема тревожности как проблема собственно психологическая - и в научном, и в клиническом плане - была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. 3. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности - переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; осознанием этого переживания [цит. по 3].

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. При опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.

Половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы.

Ранняя социальная тревожность понимается как общая тревожность. Наблюдается и расхождение результатов, с одной стороны, личностных шкал и, с другой стороны, наблюдений за поведением мальчиков и девочек. Могут различаться данные городских и сельских испытуемых и представителей разных культур .

Экспериментальное исследование было проведено нами в средней общеобразовательной школе № 106 г. Трехгорный, в 7 б классе.

В 7 б классе всего 25 учеников, из них 13 девочек и 12 мальчиков.

Цель данной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить гендерные особенности тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Предполагаемый результат: тревога по социальным характеристикам самовыражения выше у мальчиков; тревога по социальным характеристикам соответствия внешним критериям, оценки и стандартам выше у девочек.

Методы. Организация исследования ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ проходило в 3 этапа:

На первом, теоретическом, этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая литература, уточнялись противоречия и проблема исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Был проведен анализ состояния проблемы в теории педагогики и психологии, выявлена потребность практики в ее разработке.

На втором, экспериментальном, этапе исследования определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщалисьполученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования.

На третьем, статистическом, этапе исследования проводилась обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики с целью про-верки гипотезы.

Методы исследования выбраны на основании рекомендаций Долговой В.И., Капитанец Е.Г., ):

1.Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.

2.Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.

3.Психодиагностические методы:

Методика диагностики уровня школьной тревожности Д. Филлипса;

Шкала личностной тревожности А. М. Прихожана;

Тест «Исследование тревожности» (опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).

Результаты и обсуждения.

Обобщенные результаты первичной диагностики тревожности.

Рисунок 1 - Уровень школьной тревожности. Д. Филлипс

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:

I Общая тревожность в школе - 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%).

II Переживание социального стресса - 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%).

III Фрустрация потребностей в достижении успеха - 0 мальчиков и 3 девочки (12%).

IV Страх самовыражения - 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)

V Страх ситуации проверки знаний - 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%).

VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%).

VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%).

VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями - 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%).

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков - 128%.

Рисунок 2 - Шкала личностной тревожности. А.М. Прихожан

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (42%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 10 человек, 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (7 человек, 28%), чем у девочек (4 человека, 16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.

Рисунок 3 - Исследование тревожности. Ч.Д. Спилбергер

Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что у девочек личностная (11 человек, 44%) и ситуативная (7 человек, 28%) тревожность выше, чем у мальчиков (5 человек, 20% и 0 человек, 0%).

Выводы:

На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

В результате эмпирического исследования нами были выявлены следующие гендерные особенности тревожности: преобладание тревоги по социальным характеристикам у мальчиков: тревога социального стресса (4 человека, 16%), страх самовыражения (5 человек, 20%); а также более высокие показатели тревоги, связанной со страхом несоответствия внешним критериям, оценкам и стандартам у девочек: страх ситуации проверки знаний (6 человек, 24%), страх несоответствовать ожиданиям окружающих (7 человек, 28%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (8 девочек, 32%). Гендерными особенностями тревожности у подростков являются: повышенная личностная и ситуативная тревожность у девочек по сравнению с мальчиками.

  1. Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 324 с.
  2. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. - 192 с.
  3. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. - Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 108 с.
  4. Абубакирова Н.И. Что такое «гендер» // Общественные науки и совместимость. - 2006. - №6. - С. 123-125.
  5. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 2005. - №3. С. 20-25.
  6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. - 110 с.
  7. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 - 112с

Введение

1. Теоретические основы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста

1.1.Понятие тревожности

1.2.Возрастные особенности младших школьников

1.3.Причины развития тревожности у младших школьников

2. Исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

2.1. Цель, задачи и методика исследования

2.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

Тревожность и её особенности у детей младшего школьного возраста (уровень тревожности мальчиков и девочек)

Практическая значимость исследования: предложенные материалы могут представлять интерес для педагогов-психологов, занимающихся с умственно-отсталыми детьми и с их семьями.

2. В наибольшей степени, на развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста и успешность их обучения, влияет уровень сформированности ряда нейропсихологических факторов: произвольной регуляции, пространственного, динамического факторов, а так же фактор фонематичекого слуха, фактор образов представлений и слухоречевой памяти. Причем существуют различия в степени влияния каждого из этих факторов на различные познавательные процессы.

Поэтому актуальным является изу-чение проблемы тревожности и поведения детей дошкольного возраста. Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие е психологи и педагоги (А.Цель исследования — изучить особенности проявления тревожности в поведении дошкольников.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологической науки: системного подхода в психологии (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев), детерминизма и единства сознания и деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Соответственно, целью нашего исследования является: разработка и апробирование комплекса приемов и упражнений, оптимизирующих развитие универсального учебного действия контроля у детей 9−10 лет на уроках математики.

В ходе обобщения теоретического описания и практического опыта использования театрализованных игр обнаружено, что навыки нравственного поведения эффективней усваиваются детьми при включении в работу над их постанов кой. Совместные поиски сюжетов, создание инсценировок способствуют продуктивному перенесению детьми социальных ситуаций в игру. Обучающе-развивающая ценность театрализации (инсценировки) как методического приема состоит в том, что дети реально воспроизводя т события и факты, о которых им рассказывают учителя, родители, или свидетелями которых они сами оказываются.

специфические особенности проявления креативности у младших школьников с дефицитом внимания

Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи. Чтобы овладеть каким-то умением. Освоить то или другое правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить возможности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности создается общее умение обучаться, то в рамках творческой деятельности создается общественная дееспособность искать и находить новые решения, необыкновенные методы достижения требуемого итога, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о реальном состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует подметить, что главное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая. Темой курсового проекта, является: «Развитие воображения и творческих способностей у детей младшего школьного возраста»

Список литературы

1.Астапов В. М. Тревожность у детей — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 317с.

2.Гарбузов В. Нервные и трудные дети. — М.:АСТ; СПб: Астрель — СПб, 2006. — 351с.

3.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448с.

4.Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. — 1990. — № 6. — С. 34.

5.Немов Р.С. Психологический словарь, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 349с.

6.Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. — 1996. — № 1. — С. 169.

7.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование — 1998. - № 2. — С. 11−12.

8.Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2007. — 192с.

9.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

10.Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. — М.: Наука, 2002. — 364с.

11.Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2006 — 486с.

список литературы

Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева

Психологические причины тревожности в подростковом возрасте

В статье рассматриваются проблемы определения психологических причин высокого уровня тревожности в подростковом возрасте. Указывается, что тема является актуальной, потому что в новых социальных условиях меняются индивидуально-психологические особенности подростков.

Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без явных на то оснований. По мнению исследователей, основными причинами тревожности являются особенности семейного воспитания, взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень самооценки, психастеническая акцентуация характера.

В результате эмпирического исследования с использованием методов математической статистики установлена зависимость высокого уровня тревожности от уровня выраженности определенных акцентуаций характера и типа родительского отношения.

Ключевые слова: тревожность, причины тревожности, подростковый возраст, самооценка, родительское отношение, акцентуации характера.

N. E. Solynin, E. P. Lebedeva

Psychological Causes of Anxiety in Adolescence

The article considers the problem of determining the psychological reasons for high levels of anxiety in adolescence. It indicates that the topic is relevant, because individual psychological characteristics of adolescents change in the new social conditions.

Anxiety is understood as individual psychological characteristics of the personality manifested in a tendency to frequent and intense feelings of anxiety for no apparent reason. According to researchers, the main causes of anxiety are features of family education, relationship with peers, low self-esteem, psychasthenic accentuation of character.

As a result of the empirical research using the methods of mathematical statistics the dependence of a high level of anxiety on the level of severity of character certain accentuations and the parental relationship type was determined.

Keywords: anxiety, causes of anxiety, adolescence, self-esteem, parental attitude, character accentuations.

Постановка проблемы. Существует достаточное количество научных трудов, посвященных исследованиям тревожности. Исследователями отмечается, что именно эта личностная характеристика лежит в основе ряда психологических трудностей возрастного развития (В. М. Астапов, Ю. А. Зайцев, A. M. Прихожан, Ч. Спилбергер и др.) . Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно.

Вместе с тем в последние годы существенно изменилась социальная ситуация развития общества. Эти изменения особенно значимы для детей подросткового возраста. Л. С. Выготский отмечал, что подростковый возраст - историческое образование. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества . Говоря о психологических особенностях совре-

менных подростков, Д. И. Фельдштейн писал: «Изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей» . Социальные условия преломляются через внутренние, определяют формирование и проявление личностных свойств (в том числе и тревожности) в конкретные исторические периоды. Личностные особенности подростков и ближайшего окружения, прежде всего -родителей, выступают в качестве психологических детерминант формирования и проявления тревожности в подростковом возрасте.

В нашей статье представлены результаты исследования психологических причин тревожности в подростковом возрасте: рассмотрено понятие тревожности, ее сущность и особенности проявления в подростковом возрасте; определены методы исследования тревожности и ее причин у подростков; проведен анализ результов эмпирическо-

© Солынин Н. Э., Лебедева Е. П., 2016

го исследования психологических причин тревожности в подростковом возрасте.

Программа и методы исследования. Выборку исследования составили 60 подростков в возрасте 13-14 лет МОУ Вощажниковская средняя общеобразовательная школа. С целью решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы и методики. В качестве организационного применен сравнительный метод. Использованы эмпирические методы: психодиагностический - методика диагностики уровня школьной тревожности (Дж. Филлипс), методика диагностики самооценки (Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (А. И. Захаров), опросник Г. Шмишека.

Для обработки данных эмпирического исследования использованы методы количественного анализа: корреляционный анализ, анализ достоверности различий посредством и-критерия Манна - Уитни, корреляционное отношение, регрессионный анализ. В качестве интерпретационного использован метод структурно-функционального анализа А. В. Карпова .

Описание и анализ результатов исследования

1. Результаты теоретического анализа. Как известно, понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками. Представители этого направления рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние. Например,

3. Фрейдом развитие тревожности у детей связывалось с «травматическими ситуациями и ситуациями опасности», в которой психика поглощается чрезвычайно большим потоком раздражителей, которые она не в состоянии переработать, овладеть ими или разгрузить . Согласно

4. Спилбергеру, тревожность - это «устойчивая черта личности, которая проявляется как склонность, предрасположенность к состоянию тревожности в различных ситуациях, объективно не являющихся угрожающими» . Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией ли возбуждением автономной нервной системы.

А. М. Прихожан рассматривала тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» . Тревожность в детском возрасте является устойчивым

личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени и имеющим собственную побудительную силу, устойчивые формы реализации в поведении, с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты . Автор отмечает, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты .

В психологической литературе существуют разные определения тревожности, однако большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики . В нашем исследовании будем рассматривать тревожность как индивидуальную психологическую особенность личности, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без явных на то оснований.

Тревожность дезорганизует поведение и психику человека, влияет на соматическое здоровье, снижает эффективность деятельности. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие причины возникновения тревожности в подростковом возрасте:

Неправильное воспитание и неблагоприятные детско-родительские отношения.

Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками.

Фрустрация потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанная с нарушениями отношений со значимыми другими; низкий уровень самооценки.

Успешность/неуспешность в школе.

Формирование психастенической акцентуации характера, отличительной особенностью которой является тревожно-мнительные черты

Источником повышенной тревожности в подростковом возрасте выступает внутренний конфликт, обусловленный внешними и внутренними факторами. К внешним относятся стремление соответствовать требованиям и ожиданиям значимых для подростка людей. К внутренним - его личностные особенности.

2. Результаты эмпирического исследования. Установлено, что у 18 (30 %) подростков, принявших участие в исследовании, наблюдается повышенный уровень общей тревожности. Это свидетельствует о том, что ученики испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей и родителей. У таких подростков снижен общий эмоциональный фон. Высокий уровень тревожности выявлен у 14 (23%) участников исследования. На поведенческом уровне это проявляется повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Такие учащиеся очень чувствительны к своим неудачам, склонны отказываться от той деятельности, выполняя которую испытывают затруднения. Уровень общей тревожности у 53 % подростков выше нормы.

При изучении взаимосвязи уровня тревожности с перечисленными выше возможными ее причинами было установлено следующее. Обнаружена обратная взаимосвязь между уровнем общей тревожности подростков и автономностью матери (г = -0,174 при р<0,050). Тревожность подростка напрямую связана с педантичной акцентуацией характера (г=0,187 при р<0,05).

Установлено отсутствие взаимосвязи между показателями самооценки и тревожности. Это объясняется тем, что тревожность и самооценка выступают двумя независимыми друг от друга переменными.

Выявлены половые различия в причинной обусловленности тревожности в подростковом возрасте. У девочек обнаружена обратная корреляция между уровнем тревожности и враждебностью отца (г = - 0,288 при р < 0,05), дистимностью (г = - 0,245 при р<0,05). Уровень тревожности девочек и демонстративность находятся в прямой взаимосвязи (г = 0,310 при р < 0,05). У мальчиков обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем общей тревожности и директивностью матери (г = 0,271 при р<0,05), эмотивностью (г = 0,323 при р < 0,05) и педантичностью (г = 0,339 при р < 0,05).

Ввиду того, что корреляционный анализ показал различные взаимосвязи тревожности и ее причин у мальчиков и девочек, было принято решение изучить значимость различий между исследуемыми показателями в группах с разной половой принадлежностью.

Значимых различий по уровню выраженности тревожности у мальчиков и девочек не выявлено. Различия в использовании автономного стиля воспитания со стороны матери по отношению к

мальчикам и девочкам статистически значимы (и=299 при р<0,05; и=369,5 при р<0,05). В воспитании подростков-мальчиков отцы интенсивнее используют позитивный интерес (и=364,5 при р<0,05) и директивность (и=351 при р<0,05).

У девочек выше уровень выраженности акцентуаций, связанных с эмоциональной сферой. К ним относятся эмотивность (и=203,5 при р<0,001), тревожность (и=183,5 при р<0,001), циклотимность (и=220,5 при р<0,001), неуравновешенность (и=300,5 при р<0,05), экзальтированность (и=200,5 при р<0,001). Уровень самооценки у мальчиков выше, чем у девочек (и=341 при р<0,05).

Таким образом, в воспитании девочек и мальчиков родители реализуют различные типы отношений. Также с полом связано формирование определенной акцентуации характера и уровня самооценки. Следовательно, можно предположить, что влияние этих факторов на проявления и уровень тревожности у мальчиков и девочек будет различным. Для оценки относительной силы влияния каждой переменной был использован метод корреляционных отношений.

Полученные результаты показывают, что на уровень тревожности подростка оказывает влияние тип отношений, реализуемый родителями в процессе воспитания ребенка, а также тип акцентуации характера у подростка.

Обнаружено, что уровень самооценки подростка влияет на возникновение тревожности (при П = 0,69). Следовательно, от уровня самооценки будет зависеть динамика развития тревожности. Этим объясняется отсутствие взаимосвязи между тревожностью и самооценкой в процессе корреляционного анализа, поскольку корреляционное отношение выявило одностороннее влияние.

Для выявления других возможных причин тревожности проведен множественный регрессионный анализ и составлены регрессионные уравнения для каждой исследуемой группы. В результате было установлено следующее:

Между уровнем тревожности подростка и автономностью матери существует двухсторонняя обратная связь. Это значит, что слабая автономность является и причиной, и следствием повышения уровня тревожности подростка.

На повышение уровня тревожности девочек влияют высокий уровень позитивного интереса и враждебности со стороны матери, а также низкая директивность, автономность и непоследовательность. Тревожность девочки-подростка будет повышаться при высокой непоследовательности

отца в процессе взаимодействия с дочерью.

Высокий уровень тревожности мальчиков обусловлен низким уровнем враждебности, позитивного интереса, автономности и высокой непоследовательности матери, а также слабовыра-женных гипертимных и циклотимных черт характера. Кроме того, на повышение уровня тревожности мальчиков, наряду с вышеперечисленными факторами, влияет выраженность застревающей и экзальтированной акцентуаций.

Выводы. Проведенное исследование психологических причин тревожности в подростковом возрасте позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, в современной психологической литературе тревожность рассматривается как индивидуально-психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без явных на то оснований. Во-вторых, в исследованиях отмечается, что причинами тревожности могут выступать отношения с родителями, сверстниками, уровень самооценки, акцентуации характера. В-третьих, результаты эмпирического исследования показывают, что уровень самооценки подростка влияет на формирование тревожности. Основными причинами повышенного и высокого уровня тревожности подростков является автономность матери. У девочек - высокий уровень позитивного интереса и враждебности со стороны матери, а также низкая директивность, автономность и непоследовательность. У мальчиков - низкая враждебность, позитивный интерес, автономность и высокая непоследовательность матери, а также слабо выраженные гипертимные и циклотимные черты характера.

Библиографический список

1. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М., 2008. - 160 с.

2. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Бюро заочного обучения МГУ, 1929.

3. Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия [Текст] / М. В. Данилова, В. В. Трофимова // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 91-94.

4. Зайцев, Ю. А., Хван, А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте (Диагностика, профилактика, коррекция) [Текст] / Ю. А. Зайцев, А. А. Хван. - Кемерово, 2006. - 112 с.

5. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2004. - 248 с.

6. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст] / А. М. Прихожан. - М. : АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.

7. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] /

A. М. Прихожан. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.

8. Слепко, Ю. Н., Ледовская, Т. В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская. - Ярославль: Канцлер, 2013. - 136 с.

9. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] / сост.

B. М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. - СПб. : Пер Сэ, 2008. - С. 85-99.

10. Фельдштейн, Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. А. Семчук, А. И. Янчий. - М. : МПСИ, 1996. - С. 142-147.

Bibliograficheskij spisok

1. Astapov, V. M. Trevozhnost" u detej / V. M. Astapov. - M., 2008. - 160 s.

2. Vygotskij, L. S. Pedologija podrostka / L. S. Vygotskij. - M. : Bjuro zaochnogo obuchenija MGU, 1929.

3. Danilova, M. V Problema detskoj trevozhnosti v uslovijah semejnogo neblagopoluchija / M. V. Danilova, V V Trofimova // Molodoj uchenyj. -2014. - № 3. - S. 91-94.

4. Zajcev, Ju. A., Hvan, A. A., Trevozhnost" v po-drostkovom i rannem junosheskom vozraste (Diagnostika, profilaktika, korrekcija) / Ju. A. Zajcev, A. A. Hvan. - Kemerovo, 2006. - 112 s.

5. Mikljaeva, A. V, Rumjanceva, P. V Shkol"naja trevozhnost": diagnostika, profilaktika, korrekcija / A. V. Mikljaeva, P. V. Rumjanceva. - SPb. : Rech", 2004. - 248 s.

6. Prihozhan, A. M. Diagnostika lichnostnogo razviti-ja detej podrostkovogo vozrasta / A. M. Prihozhan. - M. : ANO «PJeB», 2007. - 56 s.

7. Prihozhan, A. M. Psihologija trevozhnosti: dosh-kol"nyj i shkol"nyj vozrast / A. M. Prihozhan. -SPb. : Piter, 2007. - 192 s.

8. Slepko, Ju. N., Ledovskaja, T. V Analiz dannyh i interpretacija rezul"tatov psihologicheskogo issledovanija : uchebnoe posobie / Ju. N. Slepko, T. V. Ledovskaja. - Jaroslavl" : Kancler, 2013. - 136 s.

9. Spilberger, Ch. Konceptual"nye i metodologiches-kie problemy issledovanija trevogi / sost. V. M. Astapov // Trevoga i trevozhnost": hrestomatija. -SPb. : Per Sje, 2008. - S. 85-99.

10. Fel"dshtejn, D. I. Osobennosti stadij razvitija lichnosti na primere podrostkovogo vozrasta / D. I. Fel"dshtejn // Hrestomatija po vozrastnoj psihologii / sost. L. A. Semchuk, A. I. Janchij. - M. : MPSI, 1996. -S. 142-147.

Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Тревожные подростки живут, ощущая постоянный беспричинный страх.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность .

Усилению у подростка тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, – частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у меня заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае подросток постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь .

По данным И.В. Дубровиной , в подростковом возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности вплоть до 9-го (сейчас 10-го) класса, и достаточно серьезное увеличение количества тревожных учащихся в 10-м (11-м) классе. Однако эта тревожность неоднородна. Если до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает доминировать самооценочная тревожность, обусловленная необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

По всей вероятности, резкое повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с началом пубертатного кризиса, который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот период тревожность становится устойчивым личностным образованием, связанным с особенностями формирования Я-концепции.

Тревожность подростков может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Основываясь на анализе литературы, посвященной проблеме тревожности, а также на собственном опыте работы, Микляева А.В. и Румянцева П.В. , выделили несколько «универсальных» и возрастно-специфических форм проявления тревожности.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, в трудной ситуации подросток может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение – состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное беспокойство .

Еще одной типичной формой поведения, маскирующей тревожность, является «уход» в аддиктивное поведение . Если преодолеть беспокойство не удается, подросток может выбрать путь наименьшего сопротивления и найти другую сферу «самореализации», например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимся сигаретой и бутылочкой пива и т. д.

Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью подростка школьными делами в течение учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для полноценного отдыха и восстановления сил ему необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

И, наконец, в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 15 последних. По данным Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей можно продемонстрировать следующим образом .

По мнению Кочубей Б.И. и Новикова Е.В. , наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».

Одним из факторов формирования тревожности подростков являются неблагоприятные отношения с педагогами . Во-первых, тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого придерживается учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорбление детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию школьной тревожности. Так, по результатам исследования О.А. Слепичевой , наиболее высокий уровень тревожности демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности

Во-вторых, формированию тревожности могут способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогом к подросткам; эти требования часто не соответствуют их возрастным возможностям.

В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением педагога к конкретному подростку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением им правил поведения на уроке .

Как указывает А.К. Дусавицкий, смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей (тех учащихся, из которых состоит новый класс). Следовательно, переход из школы в школу (реже – из класса в класс) провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной). Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы .

Таким образом, тревожность в подростковом возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами окружающей среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. Это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Тревожность в подростковом возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии.

Литература

    Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 224 с.

    Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович В кн. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2 Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008.– С. 95-145.

    Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов / Р.В. Овчарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.