Христианские ресурсы. Чтение и изучение библии в группе Похвала добродетельной жены православное толкование
Этот номер предназначен для христианской свадьбы. Всем известна 31-я глава книги Притч о добродетельной жене. Эта суперженщина встает еще ночью и прядет, и вяжет, и делает ковры для купцов... Но многое нам непонятно из-за разницы во времени и культуре. Зачем ее муж сидит у ворот? И почему она работает, а он сидит? И т.д. и т.п.
Предложите гостям на свадьбе написать свой вариант притчи о добродетельной жене. Пусть ведущий читает по одному библейскому тексту и тут же дает микрофон в зал, чтобы желающие могли предложить свой современный вариант. Помощник ведущего быстро записывает все сказанное. Потом ведущий выбирает самые оригинальные предложения и зачитывает современный вариант 31-й главы книги Притч.
У вас может получится примерно такой текст:
Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. - Где искать добропорядочную жену? Цена ее выше всех акций на бирже.
Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. - Муж может доверить ей свое имущество: квартиру, машину и пр.
Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. - Она добрая и ласковая, а не злая и сварливая.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. - Она сажает огород и выращивает экологически чистые продукты для своей семьи.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. - Она делает летом много заготовок на зиму: варенья, соленья, маринады и т.д.
Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. - Она встает, как только прозвенит будильник, и включает стиральную и посудомоечную машинки.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. - Захочет она сделать ремонт, накопит денег и сделает!
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. - Ей не нужно заниматься фитнесом, так как она тренирует свои мышцы во время уборки дома и таскания тяжелых сумок из магазина.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. - Она в трудах проводит весь день, и даже поздно вечером все еще горит свет на ее кухне.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. - Она постоянно что-то шьет на швейной машинке.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. - Она всегда подаст бабульке в переходе и угостит пирожками соседских детей.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. - Гардероб ее семьи всегда готов к зиме, потому что она обычно покупает одежду на зиму еще весной с большими скидками.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. - Она умеет одеться красиво, хотя и экономно расходует бюджет.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. - Ее муж уважаем в братском совете, он также имеет связи с мэром города.
Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским. - Она всегда не прочь подработать на дому, а свое рукоделие она продает в магазине «Хенд мэйд».
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. - Она хорошо выглядит и всегда в отличном настроении.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. - Она не «пилит» своего мужа, и не кричит на детей.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. - Она содержит свой дом в чистоте и порядке, у нее всегда вовремя приготовлен завтрак, обед и ужин.
Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее. - Дети слушаются ее и берут пример, муж просто не нарадуется, что женился на такой женщине!
Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их. - Ни у кого из моих друзей и знакомых нет такой замечательной жены!
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. - Красота с годами проходит – и косметика не поможет, но доброе сердце, боящееся Бога, - это настоящее сокровище.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! - Муж, отдай ей свою зарплату, и расскажи о ее добрых делах всем!
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «добродетельная жена»? Первым делом вспоминаются Притчи 31 глава. Но тот образ для многих – недостижимая мечта.
Добродетельная жена на современный манер одновременно может делать несколько полезных и необходимых дел: готовить сразу несколько блюд, мыть полы и пылесосить, чистить, качать колыбельку, проверять уроки школьнику, разговаривать по телефону.
Если же она смотрит телевизор, то в это время чаще всего гладит, штопает, пришивает пуговицы, вяжет или на худой конец крутит консервацию. Я уже не говорю о внуках, которых она любит и лелеет, забирает их из школы и садика, которым поет песенки и читает сказки.
Добродетельная жена – это пчелка в человеческом образе, крутится день и ночь, все печется о муже, детях и прислуге, потому что не снимает с себя ответственности за жизнь и обеспечение тех, кого приручила. Трудяга, каких в современном мире не много, но честно говоря, несмотря на стиральную машину, газовую плиту, пылесос, микроволновые и прочие печи, добродетельной жене всегда работы хватает. И, что интересно, она как-будто даже ищет ее. Вернее, работа сама ее всегда находит.
Она – неравнодушна. Ей есть дело до всего: до мужа, детей, родителей. Она пытается всем помочь и обо всех позаботиться, поэтому она поздно ложится и рано встает, и когда она ложится наконец спать, просит у Бога помочь ей отдохнуть за то короткое время, которое ей выпадает, дай-то Бог, чтобы 5 часов.
Добродетельная жена свежа, умыта, причесана, как всегда, готовит на кухне для любимых завтрак, в уме уже просчитывая, кого вести в садик, кого в школу, что купить и что сварить на ужин.
Кто может постигнуть сию тайну: откуда в этой маленькой женщине столько энергии, ответственности и старания? Она просто по-другому не умеет, она – поэма, написанная Богом, поэма, без которой этот мир бы просто одичал.
«Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Вот здесь классная подсказка для всех жен – ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ... То есть при любых обстоятельствах ВОЗДАВАТЬ ДОБРОМ. То есть и отвечать всегда по-доброму... Этому еще надо научиться!
Раввин из Познани Ицхак Бен Эльяким написал для своей дочери книгу «Доброе сердце», в которой, среди прочего, содержалось «10 заповедей хорошей жены» :
- Будь осторожна, когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни весёлой, ни сварливой - улыбайся и говори тихо.
- Не заставляй своего мужа ждать еду. Голод - отец гнева.
- Не буди его, когда он спит.
- Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела.
- Храни его секреты. Если он хвастает, держи и это в тайне.
- Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей.
- Не возражай ему и не утверждай, что твой совет лучше, чем его.
- Не ожидай от него невозможного.
- Если ты будешь, внимательна к его просьбам, он станет твоим рабом.
- Не говори ничего такого, что задевало бы его. Если ты будешь обращаться с ним, как с царём, он будет относиться к тебе, как к царице.
Дай Бог нам исполнить хотя бы эти заповеди, и тогда мы можем претендовать на роль добродетельной жены. А это – лучший подарок вашей семье.
1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене.
. Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ().
. что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
. Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру,
. чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;
. пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы () – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю (). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ().
Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельн ой жен ы» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях ( и др. ), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон – неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.
. Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
. уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
. она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
Добродетельная жена (ср. ) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22).
. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).
. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот делá ее!Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).
Воскресная проповедь п. Федор Коновалов 10.03.13
Еф 5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Женщину (жену?) нужно любить чуть меньше чем Бога и чуть больше, чем ближнего. У на в церкви должны быть такие мужчины и женщины, чтобы за ними «бежали» в церковь люди из мира.
Пр31:10-31 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. 17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. 18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. 19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. 20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. 21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. 22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. 23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. 24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. 25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. 26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. 27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. 28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: 29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». 30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
Супругам не нужно пытаться друг друга исправить. Достоинство в наших отличиях. Мужчина не должен даже мыслить зло в отношении женщины. Ответственность мужчины — помочь ей состояться, реализовать виденье на ее жизнь, потенциал.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Женщины, вы свободны и не привязаны к дому и хозяйству. Двигайтесь.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Женщина – хороший управляющий. Женщина — успешный предприниматель. Если задумает, то доводит дело до конца. Мужчине хорошо доверять женщине в ее делах и домашнем устройстве. Но не осуждать ее потом за ошибки.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Именно женщина определяла что будет расти на полях. Занимается бизнесом.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Следит за физической формой, здоровьем. Посещает фитнес зал.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Получает удовлетворенность от своего положения в доме.
В миру мужчины спят с одними, (которые нравятся) женятся на других, которые больее раскрыли в себе потенциал, свою личность.
Женщины, никогда не станьте жертвами обстоятельств. Жертвы никогда себя не принесут в жертву. Личность способна принести себя в жертву.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Женщины более благотворительны, чем мужчины.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Женщина занималась подготовкой к зиме.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Ее дом и она выглядели красиво.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Именно она добавляет весомую часть авторитету. Моя слава – это моя жена! Так думает муж.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Она работает по-крупному, зарабатывает. Такая женщина мотивирует мужа своим примером.
25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Ее жизнь ей нравится, она видит перспективу.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Учит детей и служащий персонал и ее слушают.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Управляет хозяйством в доме.
28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: 29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Имеет авторитет среди членов семьи.
В следующей проповеди поговорим о мужчинах!
Добродетельная жена венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Притчи 12:4
Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе. (Притчи 27:15-16)
Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала ". От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. (Притчи 30:20-23)
Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. (Притчи 31:3)
ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; (Притчи 5:3-4)
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (Притчи 5:15-20)
потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. (Притчи 6:26)
То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. (Притчи 6:29)
Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: (Притчи 6:32)
Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои. (Притчи 7:4-5)
Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. (Притчи 11:16)
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная. (Притчи 11:22)
Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. (Притчи 12:4)
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. (Притчи 14:1)
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. (Притчи 18:23)
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. (Притчи 19:14)
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. (Притчи 21:9)
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. (Притчи 21:19)
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. (Притчи 30:18-19)
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; (Притчи 31:10-11)
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Притчи 31:13-31)