Зачем буддисты бреют голову. В индуизме это называется Мундан - ритуальное сбривание волос головы. Отношение к бороде в различных религиях

Виктор Новицкий:

Длинные волосы ассоциируются со свободой, а бритые - рабством. Причём, имеется в виду не только явное рабство, но и внутреннее, которое резко ограничивает внутренний мир и допустимое поведение. Например, у силовиков кругозор обычно ограничен. Поэтому они прибегают к частичному ("хохлы") или полному обриванию. Очень жёсткие религии, а также фанатические движения тоже требуют обрития. вроде

Павел Ромакин:

Будда - это синоним слова учитель. Учитель - это профессия, или призвание, или звание, но это не конкретный человек. Сказать, что Будда был с бородой, это все равно, что сказать что учитель был с бородой. Нужно всегда конкретизировать, о ком речь. Это во-первых. Во-вторых, буддизм не предусматривает попугайское повторение образа, поведения, стиля общения и вообще всего, что делает человек. Каждый ищет свой путь, наблюдая за другими, достигшими своих целей.

Потому, что язычники!!! Бог дал бороду мужчине, брить ее грех. Библия Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. (Левит 19:27) Иудеи и ревностные христиане бороду не бреют, это придумали гомосексуалы и евнухи в древнем риме и египте. Индуисты бороду не бреют, за это плюс. Масульмане тоже бороду не трогают. Христианские монахи все з бородами и сам Иисус и Апостолы. Буддисты говорят что так отрекаются от мира, это даже смешно, они наоборот делают больше попечения о плоти, постоянно скоблят лицо, им что делать нечего, сколько станков перевели. Брить бороду позор. АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. "Не обнажайте, говорит Закон, бород ваших". Ибо сие Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. Итак, если хочешь нравиться Богу, то воздерживайся от всего, что ненавидит Он, и не делай ничего, что не нравится Ему. Посмотрите на Платона, Лао Дзы, дзен буддистов, Конфуция все с бородой! Даже Дарвин с Бородой. Бороду мужчине брить грех, и растить волосы на голове грех Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (Первое послание к Коринфянам 11:14,15)

Константин Смертин:

С точки зрения тибетской ветви моей конфессии, волосы - проявление телесной (плотской) нечистоты. Не в смысле грязи, а в смысле нечистой, животной, сексуальной энергии. Будда Шакьямуни не принимал монашеских обетов, вдобавок у Него были высочайшие реализации, и потому Его тело было совершенно чистой энергией. Монахи почти всех ветвей и орденов (за некоторыми исключениями) принимают обет, указывающий на совершенную телесную чистоту (безбрачие), а потому бреют голову. Монахи, не принимавшие таких обетов (например, служители в японской традиции), также бреют головы, поскольку бритье головы отдельно прописано в монашеских уставах (см. выше). В тибетской линии многие практикующие, напротив, д. о. л. ж. н. ы. носить длинные волосы.

По нескольким причинам. Прежде всего, таким образом монах практикует максимальное отречение от собственного это (поскольку лысые люди, проще говоря, внешне не так сильно отличаются), и также таким образом монах лишает себя важного признака сексуальной привлекательности. Она монаху незачем, и даже монахини с давних пор бреют голову. И самая главная причина - Виная. Это свод правил для монахов, который составил Будда Шакьямуни. Эти правила были составлены для того, чтобы не раздражать мирян неподобающим видом, запахом и так далее. К тому же, с точки зрения гигиены, за лысой головой значительно проще ухаживать, а чем проще жизнь монаха, тем лучше. :-)

Я заметил, что чем у меня длиннее волосы на голове, тем меньше посторонних Мыслей проникают в мой мозг!

Подумав над этим, я пришел к выводу, что на моих волосах Остаются (в качестве Торсионных Полей) мои же Мысли и тем самым, Создаётся барьер нежелательным мыслям из вне!

Не зря всё таки раньше, почти все носили длинные волосы!

Ом Саи Рам!

E Кирилл

Отчасти так и есть. Волосы хранят информацию прошлого, но не только. Традиции, которые оставляют волосы - почитают предков и сохраняют с ними контакт через волосы. Но есть и другая точка зрения.А ты не задумывался, почему в восточной традиции при посвящении в монахи делают подстриг и более не отпускают волосы?



Правда бывает еще и так. В чем разница?


    Ом Шри Саи Рам

1) Буддийские монахи бреют голову потому, что они хотят во-всем походить на Будду! (А Будда (бывший царевичем Сиддхаттхой), уходя из дома в поисках пути за пределы смерти, старости и болезней, сбрил бороду и волосы на голове, наверное, чтобы его не узнали его подчинённые! С тех пор все буддийские монахи стали брить голову тоже!)


2) Кстати, волосы дают ещё и физическую силу! (Вспомните, пожалуйста Самсона из Библии! (http://ru.wikipedia.org/wiki/Самсон )) Как я думаю, физическую силу мужчине - дает ему его Безгрешность! (Так как со спермой у мужчин уходит оочень много энергии! Об этом предупреждал ещё и Иисус, говоря Именно мужчинам, что если будете возбуждаться, глядя на женщин, то окажетесь на помойке (геена - помойка около Иерусалима!))

Ом Саи Рам!

Purusha

не думаю, что буддисты бреются из-за желания походить на Будду... потому что у Будды не бритая голова... то есть бритая голова не является его символом.... вначале, да, он состриг волосы, но как и до этого, так и после, его волосы были длинные и уложенные в пучок (что сначала говорило о его знатном происхождении), - сбривая волосы, он отказался от своего царского статуса.... а потом он не стриг волосы - они все больше и больше накапливали энергию его медитаций...

у Будды часто волосы изображаются такими волнистыми завитушками (на статуях в том числе)

помимо буддистов многие другие духовные течения сопровождают бритьем головы принятие саньясы или отречение от мира состриганием волос (хоть и не полным)... - например, постриг в монахи... или тонзуры римских священников....

или вот еще пример оголенной головы из другой культуры - самый известный из наших современников вайшнавов - Бхактиведанта Свами Прабхупада... и он явно не подражал Кришне!!


известно также, что статусные жрецы-индейцы выбривали тонзуры на макушке, чтобы принимать информацию из Космоса!

на даршанах Свами часто можно было увидеть женщин-индусок с бритыми головами... и дети у них тоже были бритые, - мы сфотографировали некоторых из них

полагаю, что сбривание волос - постриг - это символ отречения от прежней жизни и накопленной в волосах энергии... и "обнуление" своей кармы.... - отказ от эго.... отсечение прошлого

потом,отращивая волосы, духовный последователь или гуру, сохраняет все свои последовательные этапы самосовершенствования в энергинформации, сохраненной в особой структуре волоса (волос имеет чешуйчатую структуру, в которой хорошо сублимируется и сохраняется энергоинформационное поле) - как Христос, например! - или тот же самый Будда, который 6 лет не стриг волосы, и к моменту просветления имел волосы по пояс...

после самореализации волосы состригались, но до определенной длины - достаточной для того, чтобы работать уже не антеннами, улавливающими космическую энергию, а излучателями, посылающими трансцендентные волны окружающему миру.... и нам, - как это делал Свами!!

Свами имел самые необыкновенные волосы, которые только можно себе представить!! Он Сам говорил, что Его волосы - это лес, в который люди приходят отдохнуть.... и. конечно же, каждый Его волосок, предотвратил в мире не одну катастрофу, - насыщая пространство благостной божественной энергией, способной влиять не только на отдельных людей, но и на глобальные события планетарного и космического уровня


E Кирилл

У буддистов бритая голова - символ чистоты помыслов, медитативного ума, пустотной первопричины вещей. У шиваитов волосы на голове - символ отречения от мирского и принятие природы такой, как она есть. У старообрядцев борода и волосы - связь с Родом. У женщин - символ целомудрия, связь с невидимым миром и женским источником. У воинов волосы - символ одержанных побед. )))

Выбирайте, кому что

В любом случае, ношение волос - это таинство. А подстриг - серьезный шаг.

E Кирилл

В индуизме это называется Мундан - ритуальное сбривание волос головы. Цель ритуала - подношение своего прошлого Любимому Господу и принятие Прибежища в Нем. Таким образом, Господь забирает все, что у вас было до этого и дает новое будущее.

Священное место для мундана у вайшнавов - это Тирупати у Господа Баладжи, у шиваитов - берег реки Ганги.

В книгах, посвященных Бабаджи, есть много эпизодов, связанных с мунданом.

mahaprema

Сам Бабаджи в первые годы появления на нашем плане чаще всего был с обритой головой

или с короткой стрижкой, но в поздние годы носил уже длинные волосы до плеч.

В книге "Путь ученика махаватара Бабаджи" есть такое описание этого ритуала с объяснением его смысла:

mahaprema

"Бабаджи желал, чтобы все, кто приехали в ашрам на более длительный срок, особенно иностранцы, брили себе голову. Этот обряд называется мундан. Вначале я не считал это важным для себя и не сбривал волосы. Я не был особо привязан к своим волосам, но побаивался палящего экваториального солнца. Но после того как Бабаджи помог мне преодолеть свое самолюбие в совершении пранама, я был готов сделать мундан. Эта процедура происходила на берегу реки. Один старик, которого все называли мундан-баба, брил голову всем, кто его об этом просил. Бабаджи дал ему эту должность, и он ее выполнял бесплатно, но все давали ему по пять или десять рупии. Сидели мы на корточках, и он после молитвы начал меня брить.
Этот первый мундан был для меня особенным, как будто еще одна часть моей жизни уходит навсегда. Он брил очень осторожно своей ржавой опасной бритвой, но все-таки умудрился порезать меня несколько раз. После нескольких мунданов кожа на голове становится жесткой, и тогда он проявлял свое мастерство. В старые времена мундан баба был личным цирюльником для Бабаджи и брил его почти каждый день. Я слышал, что однажды Бабаджи решил, что это возня ему больше не нужна и, проводя рукой по лицу, его борода перестала расти. Чтобы не лишить мундан бабу своего дела, он настаивал, чтобы мы все к нему шли брить голову.

А в первые годы этот обряд своим близким ученикам делал Бабаджи сам.

Мундан - это один из ритуалов посвящения в индуизме. Когда учитель бреет голову своему ученику, это означает этап сближения и принятия его. Когда я согласился сделать мундан, ничего не знал об этом. Это решение произошло спонтанно. интуитивно.
В то утро я пошел на даршан с окровавленным скальпом, и собирался сделать пранам. Как раз передо мной к Бабаджи подошла женщина с подарком в коробке, завязанной веревкой. Бабаджи попросил Гаура Дейви принести ножницы, открыл коробку и рассмотрел подарок. Когда подошла моя очередь, и я сделал пранам, Бабаджи взял меня за бороду, и ловко этими ножницами остриг мне ее с левой стороны. Потом сказал, чтобы я пошел к мундан-бабе и сбрил всю бороду, что я и сделал после даршана.
Мне редко приходилось словами общаться с Бабаджи, так как всякое его действие сопровождалось внутренним озарением или пониманием. Когда он меня взял за бороду и ножницами начал подстригать, в уме всплыла память о монастыре. Это было где-то в Европе… в четырнадцатом веке… Меня постригали в монашеский сан…. Увидев эту сцену перед глазами, я понял, что очень долго нахожусь на пути к Истине, и что Бабаджи разыграл эту сцену, чтобы напомнить мне об этом. Я увидел бесконечно тянущуюся дорогу, и я по ней шагаю из жизни в жизнь, и что эта дорога кончается у ног моего учителя.
У реки мундан-баба сбрил с меня бороду, и я сразу почувствовал удивительную радость, переходящую в эйфорию. Я понял, что этим незаметным для постороннего взгляда жестом с ножницами, он меня принял и посветил в ученики. С этого момента я больше не чувствовал себя чужим или посторонним. Мое отношение к пребыванию в ашраме радикально изменилось.
Мундан очень сильно влияет на внешность. Волосы и забота о них занимает много времени и для женщин и является их основным внешним украшением. Лишаясь своих волос, многие женщины и некоторые мужчины чувствовали потерю своей сексуальной привлекательности. Для безбрачной жизни в ашраме которое было направленно исключительно на духовное развитие, это имело положительный эффект. Я заметил, что в моем отношении с бритоголовыми женщинами отсутствовало обычное половое различие. Я стал видеть их просто как человека, а не как женщину.
Многие замечали, что бритая голова не требует ухода. В примитивных обстоятельствах это облегчает заботу о гигиене и чистоплотности.
По словам Бабаджи, мундан избавляет от многих болезней.

Мне кажется, что есть прямая связь между волосами, своим эго и сексуальностью. Когда человек не занимается своей внешностью и не думает о своей сексуальной роли, то много психосоматических заболеваний, которые связаны с низкой самооценкой и потребностью быть желанным кем-то, просто отпадают. Возможно, что волосы имеют отношение к тонким телам, и их отсутствие помогает установить правильный поток энергии от мозга к вселенному разуму.
Индусские женщины почти никогда не брили голову, и Бабаджи не настаивал на том, чтобы они делали мундан. Это в основном было предназначено для мужчин и женщин из западных стран, в которых образ жизни содержит беспорядочные сексуальные энергии и которые легко возбуждаются. Индусские женщины наоборот исключительно чистые, скромные и застенчивые и придерживаются высокой нравственности.

И еще очень интересный эпизод - из книги "Бабаджи непостижимый"

(особенно понравилась мантра "Хари Хари Бум Бум")

"Я навсегда запомню эту среду за два дня до отъезда. В глубине души я была рада. что не сделала мундан. Вечером я пришла на Аарти. Карку Ананд подошел ко мне и сказал: "Его святейшество Бабаджи хочет, чтобы ты сделала мундан". Какой это был удар для меня! Что делать? Восемь часов вечера. все магазины закрыты... Поэтому я прямо пошла к Бабаджи и слабым дрожащим голосом спросила Его:
- Бабаджи. ты действительно хочешь, чтобы я сделала мундан?
Он посмотрел на меня своими волшебными глазами и громко сказал:
-Да.
Я сразу же поняла, что должна повиноваться. Поэтому я ответила:
- Я сделаю это во имя Любви Господа Шивы. - и вышла.
Я увидела двух мужчин и спросила у них. куда пойти. чтобы сделать мундан. Они ответили: "Это невозможно, все закрыто". Я настаивала и говорила: "Мне нужно это сделать. Бабаджи хочет, чтобы я это сделала". Поэтому я стала вместе с ними ходить по домам и подняла всю деревню на ноги. За мной ходило человек двадцать, пытаясь помочь мне найти кого-нибудь. В конце концов после долгих поисков мы нашли молодого индийца, который согласился сделать мне мундан. Все эти люди хотели посмотреть, как он будет делать мундан. В комнате, где я ночевала было еще двадцать человек, и моя американская подруга и преданная Бабаджи всех выставила - только священнослужитель из храма Шивы остался в комнате.
После мундана я тут же пошла к Бабаджи. Аарти уже окончилось, оставалось всего четыре человека, чтобы получить Даршан. Бабаджи увидел меня и взглянул на меня с улыбкой и с такой большой любовью.

Когда я совершала Пранам, Он возложил свою Божественную Священную Руку мне на голову и громко сказал: "Хари, Хари, Бум, Бум".

Я была так счастлива, что повиновалась ему, счастье переполняло меня. Итальянская преданная обняла меня, поцеловала и сказала:
"Зиа (тетушка), у тебя такая замечательная голова, как у йога".

Я не заметила, что Бабаджи стоит сзади меня, и я во второй раз удостоилась милости, потому что Он снова возложил свои Божественные Священные Руки на мою голову, говоря: "Хари, Хари, Бум, Бум".
С этого момента Бабаджи дал мне свою Милость и Любовь и 70 % здоровья. Я была больна, когда приехала в Индию. Мои доктора были поражены и не могли понять, что же случилось после этой поездки в Индию. Я вернулась домой почти здоровой. Они были против моей поездки в Индию, потому что я плохо себя чувствовала... Теперь, семь лет спустя, следы моего инфаркта и прочих сердечных кризов мало-помалу исчезают..."

Но у Свами ничего о волосах так и не обнаружила, наврное, потому что то, что

находится внутри черепа важнее того, что растет снаружи.

Ведь о правильных мыслях Он говорит (условно) несколько тысяч раз, а о волосах - ничего.


То же и в отношении длинных волос. И все будет об одном - об оставлении мирских привязанностей.
Читала, что раньше Свами принимал неоднократное участие в проведении первой ритуальной стрижки у детей преданных...

А вот что говорил о волосах и их длине апостол Павел: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?"(1 Корф. 11:14,15)

А это информация о волосах Будды и об их значении как реликвии (кстати, в Калмыкии, в буддистском храме, также хранятся волосы Ламы Цонкапы)...
Пагода Чайттийо— место паломничества и знаменитая буддистская святыня в Мьянме. Пагода стоит на огромной округлой каменной глыбе, помещенной на вершине горы. Камень, известный как Золотой камень, прилегает к основанию неплотно и зафиксирован на месте без особых креплений. Как утверждает легенда камень удерживает в таком положении могущественная реликвия — волос Будды, помещённая в пагоду.

Елена Волкова

Саи Рам

Нашлась история о преданной Свами из Коста-Рики, которая в своем выступлении перед Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в декабре 2009 года произнесла следующие слова, пережив перед этим необходимость отрезать волосы в связи с лечением:

"Для меня мой образ себя был связан с моими волосами. У меня были очень красивые волосы, и я очень гордилась этим. Я решила остричь свои волосы, пока они были здоровыми и красивыми. Это было полное предание не только моих волос, но также и моего сердца и гордости моему любимому Господу Саи. Я знала, что Он пронесет меня через все, что меня ожидает. Есть организация, которая делает парики из здоровых красивых волос для женщин, проходящих лечение от рака или потерявших свои собственные волосы. Сейчас кто-то носит мои красивые волосы, и я свободна от своего ложного отождествления себя с моими волосами. Свами учит, что я – Атма, а не волосы, или тело, или какие-то материальные вещи..."
(

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.


Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной.


Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.


Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Почему буддийские монахи бреют голову, а йогины, наоборот, никогда не стригут волосы? В волосах хранится тонкая энергия человека. Это очень легко почувствовать – любой человек после стрижки чувствует себя обновленным – не только внешне, но и внутренне. Такой обряд, как пострижение существует во многих религиях и духовных школах, посредством этого ритуала человек получает посвящение в некое учение. Считается, что пройдя пострижение, человек полностью обновляется – как бы рождается заново. Буддийские монахи и индийские брахмачари регулярно бреют голову. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы “заглушить” проявления личности (эго/ахамкары), а также чтобы регулярно обновлять тонкую энергию человека. Таким образом постепенно отсекаются любые желания и привязанности – следовательно, практикующему будет легче очистить свое сознание и прогрессировать в своей садхане (духовной практике). Монахам бреют голову в том числе и потому что так легче поддерживать чистоту тела. Бритье головы в армиях также способствует послушанию и сплоченности (в данном случае сплоченность достигается посредством отсутствия индивидуальности). С другой стороны, почему тогда садху и йогины, наоборот, никогда не стригут свои волосы? В начале своего пути йогины и садху проходят через обряд посвящения, который включает в себя бритье головы. Здесь они рождаются заново и с этого момента их внимание направлено только вовнутрь. После посвящения они отрекаются от всего мирского и больше не контактируют с внешним миром. Они полностью сосредотачиваются на садхане, а также интенсивно практикуют тапасью (аскезу). Считается, что духовная сила (шакти) от тапасьи хранится в волосах, поэтому каждый йогин очень дорожит своими волосами. В Библии, в Ветхом завете имеется миф о Самсоне, могущественном воине. Он говорил: «Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». Так и получилось – он потерял свою огромную силу и могущество, когда остригли его длинные волосы, пока он спал. У нас на Руси также существовало поверье, что сила ведьм и колдунов заключена в их волосах. И по сей день их изображают именно с длинными волосами. Таким образом, йогины и садху не стригут свои волосы потому что они помогают лучше хранить результаты интенсивных духовных практик и аскез, лучше эти результаты ощущать и чувствовать. Этим людям уже не нужно очищать свое сознание от воздействия внешнего мира, потому что они с ним не контактируют. Брахмачари (монахи-ученики) сперва должны очистить свое тонкое тело от различных неблагоприятных самскар (подсознательных впечатлений), и регулярное бритье головы очень хорошо помогает в этом процессе. Буддисты же таким образом постоянно “глушат” свою ахамкару (эго) и также очищаются от всяческих самскар.