Вопросы воспитания детей и актуальные проблемы современных семей. Социальные проблемы современного семейного воспитания Актуальные вопросы семейного воспитания сегодня


Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике на тему:

Проблемы современного семейного воспитания
      Выполнил :
      студент факультета
      физической культуры
      очной формы обучения
      группы «4-г»
      Свинарь Владимир Анатольевич
Научный руководитель :
ассистент кафедры педагогики
Алешина Елена Викторовна

Тула – 2007

Содержание
Приложения

Введение

Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Я бы сказал, что это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
Давно известно, что семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно она на всем протяжении своего развития остается сложнейшим социальным образованием, в функционировании которого сходятся личностные, групповые и социальные интересы, предрассудки и противоречия.
В течение развития общества нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они целесообразны.
Проблемы семейного воспитания изучались на протяжении исторического развития общества. Изменялись взгляды на сущность и назначение семьи. Мною были изучены статьи и труды известных российских педагогов Лесгафта П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение», А.С. Макаренко “О роли состава семьи”, “О важности воспитания дисциплины у ребенка”, В.А. Сухомлинского о том, «Как воспитать настоящего человека», Л. Н. Толстого “О подражании в семье”, где основное внимание уделяется вопросам семейного воспитания, его проблемам и особенностям.
Вопросы семейного воспитания рассматриваются и современными педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.
Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.

Задачи курсовой работы:
1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».
2) Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования.
3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Ему были интересны и случаи, когда родители ссорятся или один из них уходит из семьи, об этом он сказал:
“Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу.
Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.
Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение” .
“Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, - это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть” .

А.С. Макаренко об ответственности
А.С.Макаренко, говоря об ответственности, был убежден в том, что она, прежде всего, должна быть перед самим собой, и отмечал:
“Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием, а нужно, чтобы ребенок сам увидел тот вред, который он принес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты небрежности, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты. Если ребенок, к примеру, поломал игрушку, не нужно спешить покупать новую, не нужно и выбрасывать ее, а необходимо, чтобы некоторое время эта игрушка была на глазах у ребенка и требовала ремонта. Нужно, чтобы отец или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребенок видел, что он причинил лишнюю заботу родителям, что они относятся к игрушке более внимательно и заботливо, чем он. А когда игрушка будет отремонтирована, полезно будет, если отец или мать, шутя, скажут:
- Она теперь хороша, только что ж, давать ли ее тебе или не давать? Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?”
Отмечал он и то, что ребенок должен сам осознавать свою вину, без подсказок родителей.
“В таких случаях ребенок начинает понимать, что его поступки приводят к некоторым неприятным последствиям, у него появится ощущение естественной ответственности. Но чем ребенок старше, тем эта естественная ответственность должна быть для него обязательнее и привычнее. Если и теперь он проявляет недопустимую небрежность, уже не нужно шутить с ним и вызывать чувство ответственности, а нужно самым серьезным тоном потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение:
- Это безобразие. Постарайтесь, чтобы таких случаев больше не было!
В особенности важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже интересы общественные” .
Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание проводить очень нетрудно .

В.А. Сухомлинский о том «как воспитать настоящего человека»
Русский педагог был уверен в неразделимости воспитательного воздействия обоих родителей.
“Отец и мать как бы взаимно дополняют друг друга; ребенок по-настоящему видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью... Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного развития ребенка - в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, как воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли - чувство ответственности за будущее человека.
Утверждение культа матери в духовной жизни детей, культа, в котором уважение проникнуто глубоким пониманием и понимание вдохновляет уважение, почитание, любовь, благоговение, требует от педагога умно, мудро, возвышенно говорить с детьми о высокой материнской миссии...” .
Также, В.А. Сухомлинский был убежден в том, что мать - со своим богатым духовным миром, своей образованностью, своими широкими общественными интересами, своим чувством собственного достоинства, своей преданностью и вместе с тем высокой требовательностью в любви к мужу, своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью к злу - мать, женщина должна быть нравственным, духовным властелином и повелителем в семье. Вся воспитательная работа, направленная на воспитание благородного отношения к. матери, - это краеугольные камни, утверждающие авторитет отца. Подлинная гармония воли и любви... достигается в тех семьях, где свет разума, мудрости, изумляющий детей каждодневными открытиями человеческой красоты, исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа жене и семье дети видят только благодаря этому свету - исходящему от умной, тонко чувствующей человеческие достоинства матери. От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В хорошей семье - а хорошей я называю семью, у духовных истоков которой стоит умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим достоинством мать, все это осуществляется тонко, изящно, незаметно. И это одно из важнейших условий так называемой отцовской власти, или твердой руки отца.
Но, говоря о неразрывности обоих родителей, подчеркивал особенности воспитания каждого из них:
“Здесь надо остановиться на одном нелепом предрассудке, утвердившемся в сознании части педагогов и родителей. Кое-кто считает, что «отцовская власть», «твердая рука» отца - это некие волшебные палочки, действующие уже в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского рода. Нельзя противопоставлять женское - материнское влияние мужскому - отцовскому влиянию. Это просто несуразица - считать, что от мужчины якобы исходит более сильное волевое влияние, и в этом заключается мужественность воспитательной силы мужчины-отца, а от женщины-матери - более нежное, тонкое, благородное влияние, чуть ли не расслабляющее человека. Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что раскрывающегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема, непримирима к злу и беспощадна, как справедливый меч.
Вместе с тем нельзя отрицать особенной роли и особенного места мужчины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который называется духовными взаимоотношениями отца-матери как единой силы, повелевающей" и властвующей над молодым поколением. Роль мужчины-отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать,- настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей” .
Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требует от него быть главным кормильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд матери заключается только в воспитании детей.
С этого начинается миссия Мужчины, Мужа, Отца. Если мы говорим о гражданском облике отца, о его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью быть долженствующим. Ответственность за человека, рожденного тобой,- это твоя школа гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Отечеству для настоящего мужчины проходит через семью, через долженствование в сфере отношений с женой и детьми, через ответственность за человека. Только идя этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться на вершину патриотического служения Родине .

Л. Н. ТОЛСТОЙ о подражании в семье
Лев Николаевич Толстой, считал, пример для ребенка очень важен, на его основе он строит свое отношение к миру, свое понимание хорошего и плохого.
“Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все или 0,999 воспитания сводится, к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни“.
Также говорил, что воспитание надо начинать с себя.
“Так что, то, с чего вы начинали внутри себя, когда мечтали об идеале, то есть о добре, достижение которого, несомненно, только в себе,- к тому самому вы приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего вы хотели для себя, хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо нужно для того, чтобы не развратить детей.
Совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей (и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своею жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра” .
И добавлял:
“Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, так же смешны требования людей научить их, как, продолжая вести, жизнь ненравственную, можно было бы дать нравственное воспитание детям. Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни.
И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда невольно ближе всего к нам” .

П. Ф. Лесгафт о воспитании правдивости в семье
П.Ф.Лесгафт выступал за последовательность слов и дел, совершаемых взрослыми, так как они служат примером для подрастающего ребенка, и говорил:
“Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании.
Необходимо помнить, что ребенок появляется на свет только с известною степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий” .
Также он отмечал:
“Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение” .
Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему дела не объясняет, он только сбит с толку, и полагает, что может поступать, как придется или как хочет. При прочих условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно - он будет избегать, т. е. будет руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка” .

Ф. Э. Дзержинский о телесных наказаниях
Ф.Э. Дзержинский также активно принимал участие в исследовании феномена “семейное воспитание”, и призывал к гуманным методам, как обучения, так и воспитания ребенка.
“Теперь я хочу написать немного о детках ваших. Они так милы, как все дети; они невинны, когда совершают зло или добро; они поступают согласно своим желаниям, поступают так, как любят, как чувствуют, - в них нет еще фальши” .
“Розга, чрезмерная строгость и слепая дисциплина - это проклятые учителя для детей. Розга и чрезмерная строгость учат их лицемерию и фальши, учат чувствовать и желать одно, а говорить и делать другое из-за страха.
Розга может только причинить им боль, и если душа их нежна, если боль эта будет заставлять их поступать иначе, чем они хотят, то розга превратит их со временем в рабов своей собственной слабости, ляжет на них тяжким камнем, который вечно будет давить на них и сделает из них людей бездушных, с продажной совестью, неспособных перенести никакие страдания. И будущая их жизнь, полная гораздо более тяжких страданий, чем боль от розги, неизбежно превратится в постоянную борьбу между совестью и страданием, и совесть должна будет уступать... ” .
Розга, чрезмерная строгость и телесные наказания никогда не могут желательным образом затронуть сердце и совесть ребенка, ибо для детских умов они всегда останутся насилием со стороны более сильного и привьют либо упрямство, даже тогда, когда ребенок осознает, что он поступил плохо, либо убийственную трусость и фальшь...
Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Тогда он постарается не совершать больше зла; розга же действует лишь короткие время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть, и дети становятся испорченными, лжецами, которых каждый встречный может толкнуть на путь испорченности, разврата, ибо розги, физического наказания они боятся, не будут, а совесть их будет молчать.
Российский педагог присоединялся к мнению всего человечества, прошедшего через “розги и телесное наказание” и был уверен в том, что это проклятие для человечества.
Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу...
Не бейте своих ребят. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и
помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они еще маленькие и беззащитные, но когда они подрастут, вы не дождетесь от них радости, любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души. Ни разу нельзя их ударить, ибо ум и сердце ребенка настолько впечатлительны и восприимчивы, что даже всякая мелочь оставляет в них след. А если когда-нибудь случится, что из своего нетерпения, которое не сумеешь сдержать, из-за забот со столькими детьми или из-за раздражения ты накажешь их, крикнешь на них, ударишь, то непременно извинись потом перед ними, приласкай их, покажи им сейчас же, дай почувствовать их сердечкам твою материнскую любовь к ним, согрей их, дай им сама утешение в их боли и стыде, чтобы стереть все следы твоего раздражения, убийственного для них .

Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе

2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах

2.1.1. Традиции воспитания в японской семье

Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний. В Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих.
Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат - старшему брату, сестра - всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности. Привилегии главы семьи при любых обстоятельствах подчеркиваются каждодневно. Именно его все домашние провожают и встречают у порога. Именно он первым окунается в нагретую для всей семьи воду. Именно его первым угощают за семейным столом.
Мало найдется на земле стран, где детвора была бы окружена большей любовью, чем в Японии. Но печать субординации лежит даже на родительских чувствах.
Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей. К нему относятся буквально как к наследнику престола, хотя престол этот всего - навсего родительский дом.
С малолетства такой малыш часто бывает самым несносным в доме. Его приучают воспринимать поблажки как должное, ибо именно на него ляжет потом не только забота о престарелых родителях, но и ответственность за семью в целом, за продолжение рода, за отчий дом. По мере того как старший сын подрастает, он вместе с отцом начинает решать, что хорошо и что плохо для его младших братьев, сестер.
Японец с детских лет привыкает к тому, что определенные привилегии влекут за собой определенные обязанности. Он понимает подобающее место и как пределы дозволенного, и как гарантию известных прав.
Японцам присуща обостренная боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какой-то группы, перестать ощущать свою принадлежность к какому-то кругу людей. Их больше, чем самостоятельность, радует чувство причастности - то самое чувство, которое испытывает человек, поющий в хоре или шагающий в строю.
Эта жажда причастности, более того, тяга к зависимости в корне
противоположна индивидуализму, понятию частной жизни, на чем основана западная, и в особенности английская, мораль. Слова «независимая личность» вызывают у японцев представление о человеке эгоистичном, неуживчивом, не умеющем считаться с другими. Само слово «свобода» еще недавно воспринималось ими как вседозволенность, распущенность, своекорыстие в ущерб групповым интересам.
Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным.
«Найди группу, к которой бы ты принадлежал,- проповедует японская мораль.- Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку же ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности».
Японское общество - это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы - то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней. Краеугольным камнем японской морали служит верность, понимаемая как долг признательности старшим . «Лишь сам, став отцом или матерью, человек до конца постигает, чем он обязан своим родителям»,- гласит излюбленная пословица.
Почитание родителей, а в более широком смысле покорность воле старших - вот в представлении японцев первая из добродетелей, самая важная моральная обязанность человека.
Преданность семье, общине, фирме должна быть беспредельной и безоговорочной, т. е. человек обязан подчиняться воле старших и
вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости.
Сельский подросток, приехавший работать в Токио, не имеет представления об одиночестве его сверстника в Лондоне, где можно годами снимать тесную каморку в перенаселенном доме и не знать, кто живет за стеной.
Японец, скорее всего, поселится с теми же людьми, с кем вместе начал работать. И его тут же станут считать членом воображаемой семьи. Его всякий раз будут спрашивать, куда и зачем он уходит, когда вернется. Присланные ему из дома письма будут читать, и обсуждать сообща.
Для японца почти не существует понятия каких-то личных дел. Привычка всегда находиться буквально локоть к локтю с другими людьми, традиционный быт, по существу, исключающий само понятие частной жизни,- все это помогает японцам приспосабливаться к условиям, которые на Западе порой приводят людей на грань психического расстройства.
Принято считать, что будущее человека зависит не столько от родства, сколько от того, с кем его столкнет судьба между 15 и 25 годами, в пору вступления на самостоятельный путь, в ответственейший, по японским представлениям, период, когда каждый человек обретает «оя» - учителя, покровителя, как бы приемного отца - уже не в семье, а в избранной им сфере деятельности.
Если сельский подросток идет в учение к кузнецу, именно этот человек на всю жизнь становится его покровителем; именно он, а не отец сватает ему невесту и восседает на самом почетном месте на его свадьбе. Если юношу берут на завод по рекомендации земляка, этот поручитель впредь может всегда рассчитывать на безоговорочную верность своего «ко», как того требует долг признательности .
Личные отношения, сложившиеся в начале жизненного пути, японцы ценят выше других и считают, что они сохраняют силу навсегда.
Хотя японцы избегают одиночества, любят быть на людях, они не умеют, вернее, не могут легко и свободно сходиться с людьми. Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, социальной принадлежности крайне редки.
и т.д.................

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей.

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.

В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т.д.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию. Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность.

Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, попытка всячески способами уклониться от занятий с детьми. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

«Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И.Герцен. При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве.

Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

Список литературы

1. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия 2006. 512с.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение 1999. 270с.

4. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005. 314с.

5. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992. 200с.

6. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне..канд. социол. наук. М., 1990.

7. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1978.

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности — основа воспитания полноценной личности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.


Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.


Задачи и цели семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.


Потакание капризам — воспитание будущего эгоиста и тирана

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.


Семья — место общения представителей разных поколений

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Семьи группы риска и их особенности

Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.


Стили семейного воспитания и их признаки

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.


Причины возникновения неполных семей в России

Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.

Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.


Основные проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.


Пути решения проблем неполных семей

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.


Виды девиантного поведения детей из неполных семей

Многодетные семьи . Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.


Главные проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Факторы риска для детей из многодетных семей

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья . Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.


Семьи с детьми-инвалидами входят в группу риска

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение . Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Насилие в семье передается «по наследству»

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

Детская травма оставляет след на всю жизнь

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.

Неблагополучные семьи должны быть под постоянным контролем

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.


Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Семья - начальная структурная единица общества. Семья - колыбель детства. Самой значимой социальной средой для новорожденного является его семья, именно ее особенности воплощаются в личности ребенка. Американский психолог Э. Торндайк утверждал, что до трех лет человек проходит 50 % своего психического развития, а Л.Н. Толстой - что за всю свою жизнь он не получил и одной сотой доли того, что сформировалось в детстве. Уже это доказывает, что семья, где ребенок приобретает опыт общения, проживает самые ранние этапы своего развития, играет огромное значение для всей жизни человека. Семья на протяжении своего исторического существования выполняет ряд функций. Одной из самых важных является функция воспитательная. Социологические исследования констатируют, что современная российская семья все хуже реализует данную функцию. Рост детских правонарушений, наркомания и токсикомания среди подростков, детское бродяжничество и т.д. свидетельствуют о кризисе семейного воспитания.

Кризис отечественного семейного воспитания - результат не во всем продуманной перестройки политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства. В результате к традиционным, существующим уже несколько десятилетий проблемам семейного воспитания (отделение молодой семьи от родительской и утрата ими возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших поколений; утрата традиций этнопедагогики; анонимное общениедетей и взрослых вследствие организации общества) добавились современные. К наиболее из них ярко выраженным стоит отнести: возрастающие социальные и экономические трудности; однодетность, в результате чего дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами; гипертрофированная политизация общества; увлеченность родителей зарубежными сериалами и видеопросмотрами боевиков, в результате чего на общение с детьми не остается времени и т.д.

Анализируя причины приобретения детьми пограничных состояний психического здоровья, психотерапевт М.И. Буянов предложил классификацию традиционных ошибок современного семейного воспитания :

· гипоопека (ребенок ощущает дефицит доброты и ласки, ребенок самостоятельно, без помощи любящего взрослого формирует навыки социальной жизни);

· гиперопека (ребенок лишен самостоятельности);

· воспитаниепо принципу Золушки (ребенок ощущает скрытое или явное эмоциональное отторжение, родители предъявляют к нему завышенные требования);

· воспитаниепо типу современного кронпринца (ребенок ощущает недостаток внимания от любящих его родителей, которые, в свою очередь, испытывают чувство вины перед ребенком за собственную занятость и заглаживают ее большим количеством дорогих подарков).


Все вышеизложенное свидетельствует, а социологические исследования подтверждают, что к причинам кризиса современной российской семьи необходимо также отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей: у одних нет минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения, третьи не понимают важность специфических методов воспитания детей в семье. Поэтому сегодня актуальной является задача вооружения родителей педагогическими знаниями. Решить эту задачу можно в результате целенаправленного содержательного взаимодействия школы и семьи.

Взаимодействие как педагогическое явление в интерпретации Б.З. Вульфова - «…реализуемые отношения различных воспитательных коллективов - школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействия которых испытывают учащиеся». Цель взаимодействия всех воспитательных институтов - формирование личности ребенка. Попытку анализа содержания воспитательного взаимодействия школы и семьи сделал Л.И. Ваховский. Он показал, что содержание взаимодействия школы и семьи зависит от политики государства в области народного образования, цели воспитания и образования. Исторический анализ взаимодействия школы и семьи позволили Ваховскому сформулировать основную проблему современного взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей.

Сегодня в педагогической литературе школа и семьярассматриваются в роли самостоятельных субъектов взаимодействия, оказывающих влияние друг на друга, имеющих свой воспитательный потенциал. Поэтому под категорией взаимодействия следует подразумевать процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие школы и семьи должно учитывать не только деятельность и отношения педагогов, родителей, но и их установки на общениедруг с другом, ребенком, а также реакцию самого ребенка на данное взаимодействие и весь учебно-воспитательный процесс. Сегодня взаимодействие школы и семьи реализуется через родительские комитеты, родительские собрания, беседы, посещения учителем семей воспитанников, родительский всеобуч.

Формы работы школы с семьей подразделяются на индивидуальные (беседа, консультации, посещения семьи, переписка и т.д.) и коллективные (родительские собрания, родительские университеты, открытые уроки для родителей, день открытых дверей, педагогический практикум, вечера вопросов и ответов, работа с родительским активом и т.д.).

Основными условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:

· Наличие у педагога заинтересованности в судьбе ребенка и педагогического профессионализма, позволяющего расположить к себе родителей, умение работать с каждой группой родителей;

· Наличие совместной деятельности;

· Раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

&Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998, с. 490-512.

&Педагогика. Новый курс. - М., 1999, с. 189-245.

&Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990.

&Семья. Справочник. - Киев, 1989.

Родительское собрание

Доклад классного руководителя по теме собрания

«Проблемы современного семейного воспитания».

Дети мечтают о свободе и равенстве, а больше всего ценят уважение к себе как к личности. И страдают от того же, что и взрослые – от зависимости, от непонимания, от одиночества.

Конечно, у каждого такие мама и папа, воспитатели, учителя, каких им бог послал. Но когда мы наказываем, разрешаем или запрещаем, хвалим, даём указания, то должны помнить: ребёнок имеет право выбора, имеет право на собственные ошибки и уроки, на честность и уважение.

Тема нашего собрания сегодня «Проблема современного семейного воспитания».

Семья – созданное на основе обоюдного желания основное звено членов общества, которые связаны между собой экономическими отношениями и которые несут моральную ответственность за каждого члена семьи.

Семейное воспитание – процесс воспитания детей, процесс осознанного формирования родителями духовных, интеллектуальных, физических, эстетических, трудовых навыков и качеств детей.

Почему же необходимым для родителей является осознание важности именно семейного воспитания? По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и учёных подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи. И только 14% - это воспитание в детских образовательных учреждениях, на улице, и т. д.

Что же обуславливает такой высокий процент?

1) Семейное воспитание отличается глубоким эмоциональным интимным характером. «Проводником» такого воспитания является родительская любовь и определенные чувства.

Любая мама очень тонко чувствует своего ребенка, она пережила с ним различные минуты радости, грусти, счастья, горя. Никакие отношения с другими людьми не дают такой глубокой эмоциональной связи с ребенком.

Отцовство – высоконравственное социальное качество.

2) Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительным воспитательным воздействием матери, отца, других родственников. Обеспечивает положительное развитие нервной системы, формирует у ребенка навыки и привычки. Отличается единством требований.

3) Семья владеет объективными возможностями для включения ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности (путешествия на различных видах транспорта, посещение различных общественных мест – магазинов, театров, музеев, с полутора лет возможно включение ребенка в трудовую деятельность – трудовые поручения) .

4) Только семейное воспитание даёт возможность осмысления своего пола и овладения реальным ролевым поведением (наблюдают поведение отца и матери в повседневной жизни) .

5) Семейное воспитание даёт большой потенциал для развития культуры быта. Каждая семья имеет определённые традиции – празднование дней рождения, каких либо других праздников, в течение которых ребёнок учится культуре приёма гостей, ведению беседы за столом и т. п.

Итак, мы говорим о факторах, которые обуславливают успешность семейного воспитания. Но современная жизнь диктует свои условия, и многие семьи сталкиваются с большим количеством проблем.

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.

- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье : каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.

- Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов . Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.

Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей . Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей. Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка.

Рассмотрим основные «роли» на примере «трудных» семей.

«Кумир семьи». Ребёнок вызывает общее восхищение домашних, как бы он не вёл себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми, а тот из взрослых, кто этого не делает, вызывает нарекание остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребёнку. На первый взгляд это выглядит как вполне понятное чадолюбие. Люди, сотворившие из ребёнка кумира ста нут весьма убедительно доказывать, что они «живут для детей». Иногда это действительно так, и, тем не менее, одобрить подобное отношение к ребёнку трудно. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное – эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. В отдельных случаях столь «беспредельная» любовь к ребёнку не так бескорыстна как кажется, не исключено, например, что возведение его в кумиры является отображением соперничества взрослых. Каждый из взрослых – мама, папа, и т. д. – путём демонстраций исключительной привязанности к ребёнку пытается утвердить своё главенство в семье. При этом величина «вклада» каждого в заботу о ребёнке подспудно оказывается козырем в «игре» взрослых.

Возможен другой вариант: «кумир семьи» сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Истинного взаимопонимания, готовности к эмоциональной поддержке в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребёнком превращено в символ семейного «единства».

«Мамино сокровище». В данном случае ребёнок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребёнку подобной роли может таится немало сложных психологических причин (мать, неудовлетворённая своим супружеством, бессознательно пытается излить на ребёнка всю присущую ей страстность, нежность, жертвенность – то же самое происходит и с папой. Ребёнок при этом ставится в нелёгкое положение: он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимается отсутствие такого же отношения со стороны других. Для детей мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одними надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. Соперничество взрослых обычно проявляется в традиционном вопросе к ребёнку: «кого ты больше любишь? ». Удовлетворяя таким образом своё тщеславие и подчеркивая своё значение в глазах других взрослые травмируют и дезориентируют ребёнка, поневоле воспитывая в нём лицемерие и изворотливость.

«Паинька». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребёнок, с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. А между тем за попыткой взрослых сделать ребёнка безукоризненным нередко скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Люди не умеют и не считают нужным эмоционально проникать друг в друга, делиться в семье сокровенным и наболевшим. Предпочтительнее сделать вид, что конфликтов нет, чем искать способы из разумного, человеческого разрешения. От ребёнка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий, эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением, за это и вознаграждается старшими. Каково действительное содержание внутренней жизни ребёнка до этого, в сущности, никому нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребёнка нормой существования на всю жизнь.

Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки, к искреннему недоумению своей семьи. Добавим к этому, что очень часто, навязывая ребёнку роль паиньки, родители подсознательно тешат своё самолюбие и обязывают ребёнка к поддержанию семейного престижа. При этом у ребёнка формируются и культивируются родителями завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если по началу каждый промах в поведении ребёнка ставится на вид ему родителями, то в последствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он этим, можно сказать, подводит всю семью: став взрослым он усматривает в неподтверждении своих ожиданий свою неполноценность, несостоятельность, что делает его уязвимым к трудностям, критике, неизбежным ошибкам. Он продолжает смотреть на себя не с позиции самостоятельного человека, а как бы требовательными родительскими глазами… таким образом ребёнок, который «слишком хорош», не всегда есть свидетельство правильного воспитания.

Особый случай представляет собой роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть не мало детей, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Однако в жизни можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребёнок практически выздоравливает и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно продолжает трактовать его как болезненного, слабого и требовать от остальных такого же отношения к нему. Тут-то и раскрывается условная «выгода» болезненности ребёнка для кого то из членов семьи. То ли он призван служить опять-таки козырем в чьей-то игре, то ли средством чьего-то самоутверждения.

В иных случаях взрослым не удаётся, а может быть, и не хочется, ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него, чем искать новые полноценные формы духовного контакта. К тому же, миссия опекающего продлевает родительскую власть над подрастающим ребёнком. Мы видим, что навязывание ребенку роли болезненного может оказаться не чем иным, как формой мнимого сотрудничества с ним, то есть подменой подлинного сотрудничества.

Еще одна аномальная роль – это роль «Золушки», когда из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и не самостоятельным. Но это уже крайний пример того, как взрослые корыстно используют ребенка в выгодной для них функции.

Во всех рассмотренных случаях мы видим, что ребенок воспринимается взрослыми, как средство для достижения своей личной цели (самоутверждение, снятие ответственности за воспитание) или нежелание вообще брать на себя задачу воспитания. Во всех рассмотренных случаях у детей формируются негативные черты характера: изнеженность, капризность, искажение представлений о людях противоположного пола, завышенные притязания к самому себе или чувство неполноценности. В этих примерах мы видим ошибки воспитания взрослых, которые делаются подсознательно, рассуждая при этом так: «Вот взять меня, и били в детстве, и ругали, и ничего – вырос, стал человеком! » И не всегда люди могут сказать, что его могли бы сделать человеком получше и другим способом.

В обычной здоровой семье с нормальным психологическим климатом ребёнку не уготованы никакие фиксированные роли. Его любят – он чувствует себя «кумиром семьи», сделал шалость, воспринимают как ужасного ребёнка, наказывают. Стараясь вернуть себе расположение он становится паинькой, а иногда и хитрецом. Он то мамино сокровище, то папино, но всё это мимолётно, так как его никто к этому не обязывает даже и подсознательно. А вот роли, которые никогда не бывают в нормальной семье: «Золушка», «забитый». Какая же роль отводится ребёнку в нормальной семье? Это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле воспитания у ребенка формируются важнейшие качества: общности с родными, личной ответственности перед другими, гордости за участие в жизни своей семьи.

Каким же образом добиться положительных результатов и избежать ошибок в воспитании детей? На формирование отношений в семье вообще и на характер ребёнка в частности влияют установки – то есть наиболее часто произносимые слова и фразы в адрес кого-то из членов семьи. Установки положительные – несут положительный настрой, высокую эмоциональность. Установки отрицательные – угнетают, снижают самооценку, унижают.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые отрицательные выражения, адресующиеся детям. (Приложение №1)

А теперь рассмотрим положительные установки. (Приложение № 2)

Каким же образом каждому из вас конкретно можно изменить установки?

Инструкция.

Шаг 1. Попросите родственников последить за вами в течение определённого времени (один день, два, три) и записать наиболее часто используемые вами выражения.

Шаг 2. Проанализируйте и уберите из общения отрицательные выражения.

Шаг 3. Замените их положительными репликами.

Совет психолога «Разрешение конфликтной ситуации»

1. Сделайте глубокий вдох – выдох.

2. Посчитайте до 10 в спокойном темпе. Таким образом угаснет первая волна гнева, раздражения.

3. Подумайте, действительно ли всё так страшно, непоправимо и угрожало жизни и здоровью ребенка.

4. Принимайте меры к решению ситуации.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливым и здоровым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться.

Так догадывайтесь! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими!

УДАЧИ, ВАМ!