Тест два домика для дошкольников результаты проведения. Отношение ребёнка к чужому взрослому. (для родителей и воспитателей). Характеристика методики Н.И. Гуткиной «Домик»

Рауза Хамзина
Два дома

Методика «Два дома »

Цель : выявить симпатии и антипатии к членам группы (характер межличностных отношений) .

Стимульный материал : на листе формата А4 нарисованы два дома . Один красный, второй черный (либо нарисовать в процессе объяснения задания) .

Инструкция : посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе. Ты можешь приглашать туда всех, кого хочешь (там много всего интересного и сладкого, можно перечислить) .

В черном домике тоже есть игрушки, но их там мало (приуменьшаем) .

Подумай, кого из :

1. Ребят своей группы;

2. Членов семьи;

3. Воспитателей,

Ты пригласишь к себе в дом, а кого поселишь в черный дом.

Проведение теста :

Сначала объясняем задание;

Даем задание поселить в дом людей;

Записываем в протокол все ответы.

Анализ результатов : интерпретация достаточно простая. Особое внимание следует уделить тем детям, которых ребенок решает поселить в черный дом (пишем : ребенок открытый, общительный или робкий, необщительный) . Сначала спрашиваем про группу, потом про семью.

Протокол : методика «Два дома »

Фамилия, имя ребенка : Сергеев Алёша.

Возраст : 4 года.

№ вопроса

В черный домик Алеша решил поселить мальчика Максима, с которым у него складываются сложные отношения.

Геометрические фигуры квадрат, круг и прямоугольник. Задачи : Учить различать и называть геометрические фигуры осознательно - двигательным зрительным путем. Умение классифицировать их по форме и цвету. Ход занятия. Воспитатель располагает на фланелеграфе картинки с изображением геометрических фигур. Вместе с детьми сначала поочередно рассматривают фигуры (круг, квадрат и прямоугольник) . Затем сидя за столом организуется игра " Найди такую же "Воспитатель, поочередно, показывает круг, квадрат, прямоугольник, а дети выбирают из тех фигур, лежащих перед ними на столе, точно такую же и показывает и воспитателю. Далее Воспитатель организует обследование геометрических фигур. Объединяет круг с овалом, квадрат с прямоугольником одного цвета. И уточняет в нем их различие и сходство. Использует прием наложения для выявления облегчительных черт. После этого, Воспитатель предлагает выполнить аппликационную работу : -Ребята, давайте мы с вами, из наших геометрических фигурок сделаем машину! Посмотрите, из зеленого прямоугольника сделаем кабину. Дети клеят на белый лист картона прямоугольную кабину. -Синий квадрат, будет окно. Дети берут синий квадрат и наклеивают его на зелёный прямоугольник (кабину, получается окно. -Из оранжевого прямоугольника, можно сделать прицеп. Дети клеят оранжевый прицеп рядом с "кабиной". -Красный квадрат послужит капотом. Клеем красный квадрат впереди "кабины". -И что же нашей машинке не хватает? (Ответ детей) -Правильно, колёс! Берём жёлтые кружочки и сделаем нашей машинке колеса. Дети наклеивают кружочки "колеса". После окончания аппликационных работы, воспитатель вместе с детьми рассматривают машины. -Вот какие замечательные машинки у вас получились. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Список литературы : 1. Л. А. Парамоновой "Развивающие занятия с детьми" 3-4 лет 2. О. А. "Уроки математики" 3. Плакат. Геометрические фигуры 4. Плакат. Цвета, формы 5. В. П. Новикова "математика в детском салу" 3-4 лет

Публикации по теме:

Детские игры дома Если плохая погода не даёт вам играть на улице - поиграйте с вашим ребёнком дома! Показать полностью… "Лото" Традиционное русское развлечение.

Все дети без исключения любят играть в песок. И если в теплое время года проблем с подобными играми не возникает, практически в каждом дворе.

Консультация «Чем занять ребенка дома» Консультация: «Чем занять ребёнка дома» Будни ребёнка в семье насыщены. Насыщены делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно.

Консультация для родителей «Праздники дома» ПРАЗДНИКИ ДОМА. Праздники дома…Поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и.

Консультация «Досуг ребенка дома» Ребёнок большую часть времени находится в детском саду, где созданы все условия для правильного воспитания и физического развития. Но каждый.

НОД «Домашние животные у нас дома» НОД «Домашние животные у нас дома» Программное содержание: Знакомить детей с домашними животными. Закрепить характерные особенности домашних.

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Вконтакте

Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект‐субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

Это взаимодействие может осуществляться разными коммуникативными средствами (вербальными и невербальными), в разных формах (диалог, управление, подражание), используя разные поведенческие стратегии или типы взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление).

Исходя из определения коммуникативной деятельности как «взаимодействия», для диагностики уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников определены следующие критерии и показатели, включающие в себя:

1. Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия: способность видеть действия партнера; согласованность действий партнеров; осуществление взаимного контроля; взаимопомощь; отношение к результату деятельности.

2. Уровень развития партнерского диалога в детском коллективе, как оптимальной формы взаимодействия: способность слушать партнера; способность договариваться с партнером; способность к эмпатии.

3. Отношение ребенка к себе и другим, возникающее в результате общения. Данные критерии, наиболее полно позволяют определить уровень развития коммуникативной деятельности, так как дают возможность увидеть, как протекает коммуникативная деятельность и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности.

Для выявления уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников составлен комплекс диагностических методов и методик, на основе выделенных критериев и показателей. В данный комплекс включены методы и методики: наблюдение общения детей со сверстниками в повседневной жизни, проективная методика «Два домика», экспериментальная методика Лабиринт Л. А. Венгера. Каждая из этих методик и методов позволит оценить тот или иной критерий, представленный в таблице.

Уровни развития коммуникативной деятельности старших дошкольников

Высокий уровень

характеризуется высокой степенью развития сотрудничества в детском коллективе: способностью замечать и предугадывать действия партнера, согласовывать свои действия с другими членами группы, осуществлять взаимопомощь. Способностью

к партнерскому диалогу: умению внимательно слушать партнера, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнера. Положительным отношением ребенка к другим и к самому себе.

Средний уровень

сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно ‐

непосредственный характер, то есть в дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общей способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру; или в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребенка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

Низкий уровень

характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнера, или действия партнера воспринимаются как образец для

некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи

Таблица

Методы и методики диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Таким образом, коммуникативная деятельность многогранное понятие, имеющее

сложную структуру и включающее в себя разные стороны и аспекты, что представляет определенные трудности в ее исследовании и определяет отсутствие единого мнения ученых в выделении критериев и показателей ее исследования. Однако по нашему мнению, понимание коммуникативной деятельности как

«взаимодействия» делает необходимым диагностики именно того как оно (взаимодействие) осуществляется, то есть какая форма взаимодействия преобладает в дошкольной группе, какой тип взаимодействия предпочитают дети и какие отношения складываются между членами группы в итоге.

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек , и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.