Петушок из природного материала. Открытое занятие Тема: «Изготовление петуха из бересты» Открытое занятие «Изготовление петуха из бересты Петухи в стиле Тильда

Новый 2017 год — год Красного (Огненного) Петуха, и самым востребованным презентом станет именно его фигурка или изображение. У рукодельниц «Крестика» есть добрая традиция: к новогоднему празднику готовиться основательно. И этот год не станет исключением. Многие из нас будут делать или уже делают петуха своими руками, а то и не одного, а сразу нескольких! Ведь нужно обязательно порадовать родных и близких рукодельным символом года, а себя — увлекательным процессом создания этого самого символа в различных техниках хенд-мейда.

Создание своего рода ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО МАСТЕР-КЛАССАМ из интернета — тоже традиция нашего рукодельного сайта, которая родилась год назад . Для вас, уважаемые мастерицы, мы подобрали в сети множество только самых лучших мастер-классов. Любуйтесь, присматривайтесь, обсуждайте и выбирайте самого колоритного петуха! А потом сшейте/свяжите/нарисуйте/слепите/сплетите его. Итак, в какой технике можно поработать в преддверии новогоднего праздника?

Если у вас не найдется времени на работу — не беда. В статье есть ссылки на мастериц, которые продают готовые работы.

Петушки из бумаги и на бумаге

Делаем открытки вместе с детками

Если вы не профессиональный кардмейкер, то прежде чем приступить к созданию открыток, обязательно прочитайте нашу статью «Учимся делать новогодние открытки своими руками в технике Скрапбукинг» . В ней вы найдёте не только множество идей, но и познакомитесь с основными правилами создания открыток.

Любого петушка, нарисованного вашим ребёнком, можно поместить на открытку. Если малышу самому сложно придумать, как нарисовать петуха своими руками, то покажите ему эту пошаговую инструкцию:

А далее, дело техники. Вырежьте петушка и сделайте центральной частью композиции. Например, вот такой простой, но милой может быть ваша открыточка. В работе используйте новогоднюю бумагу и ярко-красную ленту, добавьте снежинок, веточек и прочей праздничной атрибутики. Когда есть основная идея, процесс создания открытки становится гораздо проще!

Фото с сайта http://itsapatchworklife.blogspot.ru

Если ребёнок любит раскрашивать чёрно-белые картинки, предоставьте ему такую возможность. Распечатайте шаблон открытки с петушком на плотном картоне и пусть малыш принимается за работу. Далее, вырезав заготовку-шар, вы сможете дополнить открытку объёмными снежинками, клеевыми полубусинками, имитирующими новогодние шары и т. д. и т. д. Дайте волю вашей с малышом фантазии))

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Ещё 8 шаблонов для раскрашивания, а также 2 пошаговые инструкции по рисованию более реалистичных петухов вы найдёте в архиве , который можете скачать быстро и бесплатно!

Возьмите на заметку идею с петушком на палочке, как на открытке Елены Юрченко. Её петушки вырезаны из фетра, вы же можете вырезать их из бумаги.

Петухи из цветной бумаги

Аппликацию из цветной бумаги также можно разместить на поздравительной открытке. А вот такая аппликация и сама может выступать в качестве открытки. Чтобы нарисовать и аккуратно вырезать все детали, детям понадобится помощь родителей, а вот приклеивать они смогут сами.

Забавных петушков из бумаги предлагает сделать Olga-15 в своём мастер-классе.

Заготовка Петуха — это прямоугольный лист гибкой бумаги или тонкого картона, сложенный пополам по длине. Его размер — 13,5×10 см. По линии сгиба делаем 7-10 наклонных прорезей (приблизительно через 1 см). Угол их наклона составляет 50-70 градусов, а глубина — ¾ высоты сложенного листа.

Екатерина Иванова в своём видео-уроке показывает, как сделать красного петуха в технике Оригами:

Петухи в технике Квиллинг

Весьма занятная идея — выложить из бумаги для квиллинга только роскошный петушиный хвост. Это не так заморочно, как выкладывать целого петушка, и получиться может очень эффектно! Вот вам в качестве основы петух без хвоста (как он выглядел в оригинале, смотрите на фото ниже).

Распечатайте его на цветном принтере, а над хвостом фантазируйте потом. В качестве примера — одна такая работа (правда хвост здесь скромненький, но вы же постараетесь, правда?))

А если не побоитесь сделать целого петуха в технике Квиллинг, то за основу можете взять эту готовую открытку:

Или этот шаблон:

Шпаргалка по основным элементам Квиллинга вам в помощь:

Аппликация из пуговиц

А вот совершенно потрясающие красавцы-петухи, выложенные из разноцветных пуговиц, полубусин, стразинок и бисера! За основу можете взять контуры петушков из нашего архива (ссылка чуть выше).

Вяжем петушков крючком

Многие рукодельницы с крючком на «ты» и с удовольствием свяжут петушка из разноцветных ниток. А «Крестик» поможет определиться с моделью и предложит несколько мастер-классов по этому виду рукоделия.

У Светланы можно купить и петушков, связанных спицами.

Петухи из фетра

Самые быстрые и не сложные варианты создания символа 2017 года — петухи из фетра . Материал прост в обработке, хорошо держит форму игрушки, не требует обработки швов. Наоборот, ручные швы по лицу изделия придают ей особый колорит и шарм.

Фото с сайта https://madeheart.com

Фото с сайта http://ktototam.ru/

Аккуратно вырезанная из толстого фетра фигурка петуха будет и елочной игрушкой, и подвеской.

Фото с сайта http://ktototam.ru

А если украсить фетровых петушков вышивкой, цветами и прочими декоративными элементами, то получится вообще невероятно красиво!

Фото с сайта http://mmmcrafts.blogspot.ru

Петухи в стиле Тильда

Ну и как же обойтись теперь в нашей жизни без тильды-Петуха? На сайте ToySew мастер-класс по пошиву этой популярной игрушки.

Мастер Vetic в своем блоге разместила выкройки Петуха и Курочки Горошкиных по мотивам выкройки тильды. Интересная парочка получится, если приложить усилия и терпение!

И для вдохновения:

Петушок Юрик от Orange Toys

Забавный видео-ролик про своих тильда-петухов сняла Мария Федорова (ссылка на выкройки есть в описании к видео!):

Кофейные игрушки-петушки

С тильдами соперничают по популярности ароматические, или кофейные, игрушки. Есть петухи и в такой технике.

Кофейный петушок может быть и таким:

Фото с сайта http://zabavochka.com

Вы легко можете сшить его сами, воспользовавшись одной из предложенных выше выкроек. Обо всех тонкостях создания кофейных игрушек «Крестик» рассказывал в этом мастер-классе .

Если считаете, что сами с такой работой не справитесь, обращайтесь к мастеру. Юлия Чарикова изготовила достаточно фирменных игрушек с запахом кофе и выставила их на продажу по этому адресу .

Интерьерные игрушки из меха

Оксана Святковская покажет свое видение петуха и показывает , как правильно его сшить по готовым выкройкам. Ее Петух сшит из искусственного меха, но кто скажет, что так не бывает или он не хорош?)

В мастерской Все для творчества (dljatvorchestva) очень много заготовок и для росписи, и для декупажа. Выбирайте и творите!

Вот такая красота у вас может получиться:

Если не хочется делать сувенир в виде петуха, то можно украсить любую деревянную поверхность изображением петуха. Тут простор для творчества просто безграничный!!! Вот только несколько примеров для вдохновения:

Валяные из шерсти петухи

У иных мастериц игрушки из шерсти получаются, как настоящие! Любуемся и вдохновляемся! А если очень захочется приобрести одного из этих красавцев, то ищите их на Ярмарке Мастеров (ссылка есть на каждом фото).

Эления собрала в одном месте множество разных валяных из шерсти Петухов и предложила МК по созданию одного из них. Очень симпатичный получается!

Вышитые крестиком, бисером и лентами петухи

Возможно, вы больше других видов рукоделия любите вышивку. Тогда можно символ года поместить на наволочку для подушки, оформить ее в виде панно, картины в рамке или брошки. Главное, чтобы вам грело душу изображение Петуха. А если будете дарить свою работу, узнайте предпочтения одариваемого.

Более 50 различных схем для вышивки петухов и петушков вы найдёте в специальном альбоме

Татьяна Корякова
Открытое занятие Тема: «Изготовление петуха из бересты» Открытое занятие «Изготовление петуха из бересты»

Открытое занятие

Тема : «»

Цель : раскрытие творческого потенциала обучающихся через изучение технологии создания традиционной декоративной игрушки из бересты .

Задачи :

Освоить технологические приемы ;

Способствовать развитию интереса к творческой и познавательной активности;

Воспитывать художественный вкус, интерес к прикладному творчеству и любовь к природе;

Ход занятия:

1. Орг. момент. (Приветствие обучающихся. Объявление темы занятия , целей и задач. Рассказ о ходе занятия )

Здравствуйте, ребята!

Прежде, чем мы начнём с вами сегодняшнее занятие .

Я хочу у вас спросить!

Скажите мне, пожалуйста, какой у вас любимый праздник?

Ответы детей?

Слайд (перечисление праздников)

А теперь скажите мне, кто знает, 2017 год - это год какого животного по восточному календарю?

Ответы детей. (петух )

Слайд петуха .

Основной этап.

Согласно восточному календарю, у каждого года есть свой покровитель – одно их двенадцати небесных животных. Каждое из них имеет свои особенности, свой характер.

Самая распространенная и красивая из существующих легенд о появлении восточного гороскопа гласит. Перед тем, как покинуть Землю, Будда пригласил к себе всех животных попрощаться.

Будда - это духовный учитель.

Первым двенадцати зверям, что поспешат явиться к нему, Будда пообещал ценный дар - возможность царствовать целый год, через каждые двенадцать лет. Первой к Будде прибежала хитрая и проворная Крыса, затем явился трудолюбивый Бык. Третьим примчал воинствующий Тигр, за которым прискакал пушистый Кролик. И тот час же прилетел могучий Дракон и приползла мудрая Змея. Затем настал черед быстроногой Лошади и грациозной Козы. За ними спустилась с ветвей смекалистая Обезьяна, и вошел гордый Петух . Успела к Будде в числе двенадцати верная Собака и, наконец, в священный чертог прибежала жизнерадостно хрюкающая Свинья. За каждым гостем Будда закрепил по году, и этот год обрел их характер и эмоциональные качества.

Наступающий 2017 год станет годом Огненного Петуха .

Объявление темы.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Изготовление петуха из бересты »

Вопрос к детям :

Скажите мне, что вы знайте о петухе , какой он?

Ответы детей. Дополняет педагог.

Петух яркий , символ света, разгоняющий тьму, зло, болезни и невзгоды. (Слайд)

петух предвещал восход солнца, по нему определяли время (Слайд)

Ещё изображение петуха -стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках.

А коми-пермяки вышивали петуха на одежде , на полотенцах.

Такие изображения должны были охранять жилище и имущество. (Слайд)

Петух превратился в некий талисман-оберег для людей .

Практическая работа. Работа с обучающимися.

Сегодня мы с вами изготовим петушка из бересты .

(Слайд петуха из бересты )

Для того чтобы начать работу по изготовлению изделия , нужно проверить всё ли у нас готово к работе :

У вас на столе лежат инструменты, с которыми мы с вами будем работать – ножницы, шило, клей, выкройки и материал – это береста уже готовая к работе.

Проверка техники безопасности с инструментами и с горячим клеем.

Ответы детей.

Технологический процесс изготовления петушка из бересты .

Внимательно смотрите на экран (показ с комментариями) . (Слайды)

1. Сначала мы работаем по выкройкам, прикладываем выкройку на бересту , обводим её и вырезаем. После наматываем бусины с помощью шила для головы, туловища и лапок.

2. Приготовим крылышки, хвост, грудка, хохолок, клюв работа по шаблонам.

3. Сборка деталей петушка – начнём с головы , прокалываем бусину втыкам зубочистку, после берём бусину для туловища, прокалываем отверстия для ног петушка .

4. После начинаем приклеивать крылья, хвост, хохолок, грудку, глазки.

5. Приклеиваем изделие к стойке.

Давайте устроим мини- выставку.

А теперь посмотрите, какие замечательные петушки у нас получились из бересты , который является символом 2017 года

Подведение итогов.

Рефлексия (ответы на вопросы)

Вопросы к детям

1. Что нового, вы сегодня узнали на занятии и чему научились ?

2. Какой экологический материал мы использовали для изготовления петушка ?

3. Какую роль играл петух в жизни людей ?

4. Можно подарить петушка , как оберег ?

Сегодня мы с вами плодотворно потрудились. Узнали много нового. И это только начало. Впереди у нас целый цикл захватывающих работ. Наш петушок положил начало вашей коллекции объемных игрушек, которые станут чудными подарками родным и близким. Вы не просто сделали игрушку, самое главное-вы изучили технику, и теперь сможете создавать на ее основе самые разнообразные по технике изготовления изделия из бересты .

Урок закончен, всем спасибо

Ароматный кофейный петушок изготовлен из ткани. Может служить как игрушкой, так и сувениром. Еще один мастер-класс в нашу коллекцию « » от .

Для работы берём:

  • белая ткань «бязь»
  • иголка с ниткой
  • акриловая краска
  • ножницы
  • пакет растворимого кофе
  • любой наполнитель
  • коричневый и простой карандаши
  • гелевая чёрная ручка
  • кисточки для красок
  • колечко и шнурок для подвески
  • клеевой пистолет
  • небольшая ёмкость для раствора
  • клей ПВА.

Сначала рисуем форму туловища петушка с головой и гребнем. И для хвоста три пера разной длины.

Теперь приготовленную ткань складываем в два слоя и по шаблону обводим туловище карандашом. Вырезаем эту деталь с припуском для шва и дополнительно отмечаем место для наполнения игрушки.

По шаблонам перьев нужно вырезать по 3 детали большого и маленького размера, а средних перьев будет 5 штук.

Затем возвращаемся к туловищу. Его нужно вывернуть через свободное отверстие и приготовить наполнитель.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Баба Яга своими руками (шитье)
Для многих Баба-яга ассоциируется со злой и страшной колдуньей. Но если ее сшить в «светлом» образе,...

Как сделать диван для кукол
И еще один мастер-класс по кукольной мебели от Яны: Диван для кукол своими руками Наверное, кажд...

Мастер-классы по валянию мышек - символа 2020 года
Мышки, сухое валяние из шерсти Мастер-классы по сухому валянию символа 2020 года - мышки или крысы....

Мы с Вами сделали уже много разных лесных и домашних зверушек и птичек, поделок из природного материала:

Лягушки - квакушки,
птичка - невеличка,
зайчик - попрыгайчик,
медведь и лиса,
волк,
собака,
мышонок

Сегодня предлагаю новую поделку из природного материала, петушка.
Основные детали поделки:

Сосновые шишки (раскрытая или полураскрытая с круглой макушкой, среднего размера и маленькая раскрытая);
глубокая шляпка жёлудя;
береста.

Возьмите среднюю раскрытую (полураскрытую) сосновую шишку с круглой макушкой. Удалите центральные иголки-чешуйки (обломайте и отрежьте ножницами). Поставьте шишку макушкой вверх и внимательно посмотрите, в какую сторону наклонена макушка. С этой стороны выберите две нижние иголки-чешуйки, которые будут ножками петушка. Иголки-чешуйки, расположенные между выбранными, а также по одной сбоку от них, отрежьте ножницами. Отрежьте концы иголок-чешуек, расположенных над выбранными (если это полураскрытая шишка), а также всех, которые торчат в стороны.

Теперь стало видно, как уверенно стоит петушок на своих ножках.

Спереди видны только две ножки, но петушок никогда не упадёт, потому что он будет опираться и на иголки-чешуйки, оставшиеся сзади.

Возьмите маленькую раскрытую сосновую шишку и сильно придавите её к рабочему столу, чтобы она расплющилась. Если центральные иголки-чешуйки сломаются, удалите их.

Глубокую шляпку жёлудя приклейте на маленькую шишку так, как-будто она сползла с макушки на одну сторону. Та сторона, на которую шляпка "сползла", будет затылком петушка.

Склейте бересту так, чтобы тёмный слой был снаружи с двух сторон. Вырежьте гребешок (одна высокая волна и одна пониже), и приклейте его к головке низким концом вперёд. (Если Вы будете делать курочку, то для неё надо сделать гребешок меньшего размера.)
Для клювика петушка можно взять узкое яблочное семечко. Маленькими ножницами отрежьте у него широкий конец, нанесите клей и приклейте на головку.
поделки из природного материала петух курица своими руками из шишек
Бородку петушку можно сделать из половинок яблочного семечка (см. пояснения к поделке "Киска"). Возьмите две мелкие половинки, нанесите клей на всю внешнюю сторону и приклейте их узким концом к клювику петушка, а широким - к шишке-головке.

Для глазок можно вырезать маленькие кружочки из бересты и нарисовать на них большую тёмную точку-зрачок. Приклеить глазки надо подальше от клювика, но так, чтобы они смотрели вперёд.

Теперь пора соединить головку петушка с туловищем. Вы помните, что макушка шишки-туловища немного наклонена вперёд? Вот на неё и надо приклеить головку.

Сделайте петушку хвост и крылышки из бересты. Береста имеет много оттенков и очень хорошо красится красками и карандашами, но лучше не делать петушку павлиний хвост. (Кстати, Вы теперь сможете сами сделать и павлина.)

Вырежьте хвост-перья, согните, как Вам нравится, и вставьте под чешуйки шишки-туловища или приклейте. (У курочки хвост намного короче.)

Сложите вместе два кусочка бересты и вырежьте крылышки (чтобы они были одинаковые по размеру). Можно сначала сделать выкройку крылышек из бумаги, а потом обвести её на бересте и вырезать. Вставьте крылышки под чешуйки шишки-туловища или приклейте.

Напоминаю, что Вы имеете право поменять поделку по-своему или выполнить её из других материалов, фантазия не возбраняется.

Вот и появился герой старой, а, может быть, и новой сказки! Причём сделан он из природного материала своими руками!

М. Ф. Фатьянов. Потомственный мастер прорезной бересты, сказитель

Мартын Фатьянов денастия Петуховых мастера узорной прорезной бересты

Повторение фигурок в определенном ритме по всей круговой поверхности туеса - звезд и птиц по верхнему ярусу, людей, зверей, деревьев по нижнему - создает впечатление их движения. Количество чеканов невелико (15-20), но они позволяют создать большое число разнообразных композиций. Солнце, звезды, птицы, птица на дереве, охотник, медведь, лось - излюбленные образы фольклора. В произведениях мастера образы живут не в условно символическом традиционном значении, а в конкретном, близком душе мастера переживании жизни. «Одетая в узоры» «рубашка» туеса закрепляется берестяными ободками на внутренней части - цилиндрической формы «дупле». Для этого с большим искусством использовалось в народе шитье еловым корнем, гибким и эластичным. Одновременно он служил и декоративной отделкой.

Существовало несколько способов такого шитья: «косичка», «ступенька», «елочка». Мартын Филиппович шьет крепкие туеса, вставляет в них еловые донышки, распаривает и гнет из вереска удобные для руки ручки к крышкам. Посуда в хозяйстве нужная, а значит и сделана должна быть надежно. Традиционную для Севера посуду из бересты Фатьянов создает по заказам своих деревенских соседей, а теперь и для Художественного фонда РСФСР как признанные произведения искусства. Для самого мастера оно нераздельно с практическим опытом. Чтобы хорошо сделать, надо правильно выбрать материал. Не знаешь, скоро ли хорошую березу найдешь… Если дерево на сыром месте растет, да игл на березовой коре много или крона худа - то дуплё тебе дерево не отдаст. Если с иглой бересто взять - то рассохнется туес и потечет». Тянутся к доброму мастеру люди, щедро раскрывает он им секреты древнего ремесла.

Племянник - Федор Фатьянов, художник из Архангельска, каждое лето ходит со стариком в лес, заготовляет с ним материал для работы. Теперь он сам из бересты сделает любой величины посудину для хозяйственных нужд. Его жена Людмила, тоже ученица Фатьянова, стала участницей многих художественных выставок. Ее туеса, бураки и лукошки из бересты - тоньше и изящней, узор продуман, но рука мастера, научившего ее древнему искусству, чувствуется во всем: какая береста подобрана для туеса (здесь важны не только цвет и фактура, но и плотность материала), каковы пропорции, каким швом прошиты края и «рубашка» туеса и т. п. Резьба по дереву стала специальностью и родственника Мартына Филипповича - Николая Сидорова. Молодой мастер работает в Архангельском отделении Художественного фонда РСФСР. Он научился у старого мастера вырезать из сосны птиц с расщепленными крыльями, изготовлять традиционные лубяные коробейки, берестяные туеса, деревянную долбленую посуду. Он участник многих выставок. Радостно жить на свете Мартыну Фатьянову, беспокойному и веселому человеку. «Он у нас пламенной»,- говорят про него деревенские. Подолгу мастер выискивает, бродя с сыновьями по лесу, подходящие коряги - корни и развилки сосны, ели, осины, чтобы дома у себя в мастерской создать чудесных птиц; птица голубь, птица кряква, птица вестница, глухари на току и множество других птиц в форме солонок, ковшей. Птицы «петуховские», как теперь принято говорить, удивляют многообразием и выразительностью форм, пропорций, богатством природной расцветки дерева. Солоница-утица - одна из любимых работ Петухова. Старательно вырезает он голову, изгиб шеи птицы, плотно подгоняет традиционную крышку-спинку с «хитрым» замком. Традиционная форма солонки, передаваемая поколениями мастеров вместе с навыками обработки дерева, продолжает жить в наши дни.

Древнее изображение образа утицы трансформировалось в новый образ, сохраняя свой благожелательный смысл--«на счастье». «У нас, Петуховых, все в роду удалые, все мастера. А я, по-видимому, им родился. Еще в детстве, что ни увижу, все сам хочу сделать, очень любил расспрашивать стариков, обо всем узнать, хитрости разные». «Малая Шалга-деревня бондарей и корзинщиков. Лес здесь самый подходящий для этого дела: сосна частослойная растет, за ней далеко ходить не надо, а дранка для корзин из нее прямая, как струнка, расщепляется. Можжевельник - для клепки хорош, вересковая кадушечка - самая лучшая бондарная посуда: не рассохнется никогда и воды не боится, за то и ценилась дорого. Осенью и зимой работали, - вспоминает Петухов, - весной на ярмарку везли изделия для продажи или обмена. Лес кормил, поил и одевал крестьянина. Теперь же поделки делаем больше для своей радости». Дети учились у отцов и дедов всем необходимым ремеслам, перенимая традиции мастерства, опыт, накопленный не одним поколением. Туес (бурак) - берестяной сосуд, широко использовался на Севере. Плотно вставленное, а затем распаренное в горячей воде дно туеса делало эту крестьянскую посудину водонепроницаемой, а помещенные в нее продукты подолгу сохраняли свои качества: молоко в туесе не кисло, квас в нем и в жару оставался холодным. Таковы удивительные свойства с давних пор используемого народом в быту бересты.

Теперь эстетическая функция предмета народного искусства выдвигается на первый план. Однако отказ от утилитарности порой приводит в творчестве Петухова к некоторой перегруженности декором. Красивый сам по себе материал, имеющий свой рисунок, нередко превращается в сплошную ковровую поверхность. Лучшие же «петуховские» изделия с удачно найденными пропорциями, с соответствующим данной форме орнаментом становятся подлинными произведениями декоративного искусства. Увиденная однажды Александром Ивановичем берестяная шкатулка старинной работы повлекла за собой рождение «петуховских» шкатулок самых разнообразных форм: круглых, овальных, четырехугольных. Щедро украшенные тисненым узором геометрического и растительного характера или в виде различных клейм с фигурками животных и птиц, объемно наращенными из резной бересты краями, обшитыми мягким сосновым корнем, они стали новым, современный видом изделий из бересты, доказывая, что художественные традиции прошлого могут совершенствоваться и развиваться.

Как когда-то отец, а отцу дед, рассказывает Александр Иванович своим сыновьям, по каким приметам можно найти березняк, можжевельник, сосняк, подходящие для работы, учит определять по цвету, текстуре древесины, на какой почве дерево росло, что из него сделать можно, почему с одной березы береста снимается и режется, как сыромять, до тонкости папиросной бумаги, а с другой - жесткая, грубая, как стеклянная, - один раз резанешь, она уже колется, ломается; почему одна сосна для корзин годится, другую ни за что на дранку не разодрать, зато для клепки хорошо пойдет; почему комель или вершина дерева разные результаты дают в обработке, почему из одной клёпки посуда 200 лет простоит, а из другой сразу течь даст… Семья Петуховых - это творческий коллектив мастеров, где в совместной работе, в поиске каждого в отдельности и всех вместе происходит отбор и закрепление удачно найденной новой формы, ее декоративного решения, приемов и исполнения орнамента. Сохраняя традиционные способы художественной обработки бересты и дерева, мастера ищут свой путь в создании декоративной вещи. Коллективная форма творчества позволяет опробовать разные варианты, найти и закрепить в работе лучший. Неизбежная в коллективе здоровая конкуренция рождает желание сделать лучше, технически совершенней.

В этой традиционной форме бытования художественного ремесла надо видеть перспективу его современного развития. Трое Петуховых: отец и два сына - Валерий и Ярослав, работают мастерами-надомниками в Архангельской организации Художественного фонда РСФСР. Это их основной заработок, что иногда вынуждает мастеров разделять труд на ряд операций. Тиснение, резьба узоров на «рубашках» туесов, шитье корнем, подгонка донышек и крышек часто делаются всеми вместе или по принципу - кому что лучше удается, так же распределяется и работа по видам изделий. «Наша работа делается нами коллективно, резкого распределения труда у нас нет, но в то же время каждый из нас может выполнить любую вещь от начала до конца самостоятельно». Например, Валерий и Ярослав могут делать туески, шкатулки и берестяные кружки с освоенным орнаментом в два раза быстрее, чем их отец, и потому «практичнее для нас,- говорит старший Петухов,- если они будут делать эти именно вещи, распределяя между собой операции. А вот над драночными птицами, голубками, утицами, бондарными кружками они еще не могут работать мастерски, нет еще у них достаточного навыка, поэтому эти работы практичнее делать мне». Но такое распределение труда иногда ведет к упрощению операций, к механическому перенесению одного и того же орнамента на множество туесов, совершенно разных по форме. Сами мастера чувствуют это и мечтают о творческой работе. «Я хочу, чтобы каждая моя вещь была оригинальна, а мне приходится о заработке беспокоиться, делать «на поток» туеса и шкатулки, - говорит старший Петухов. - Мог бы я на ушатах да на бочках зарабатывать, каждую осень заказов, хоть отбавляй, да теперь уже не хочу, смысл у меня другой - творчески работать, чувствую, что могу много сделать…» Есть в доме Петуховых вещи, которые дороги им как лучшие образцы - это как ориентир, как художественный уровень, который заставляет мастеров придерживаться определенного качества, достигать разнообразия в вариантах узоров и форм. Бесконечно разнообразны тисненые и резные «петуховские» орнаменты по бересте. На одном туесе оживают в ажурной прорези реалистические фигурки жителей северного леса, декоративно переплетаясь с растительными побегами фона. У другого «рубашка» сплошь покрыта драгоценным резным кружевом. Иногда поверхность туеса оплетена ритмично чередующимися загнутыми уголками бересты, что придает ей выпуклость, фактурность, разнообразие цветовых оттенков. Младший сын Петухова Валерий тонко чувствует природную красоту бересты. Вьющийся растительный побег - любимая тема тисненых узоров Валерия. Мягко стелются травы, виноградные лозы, ритмично переплетаясь с разнообразными цветами, превращая поверхность туеса в богатый наряд. Традиционное построение тисненого орнамента в виде расположенных друг над другом фризов характерно для большинства работ Валерия. Узорные полосы подчеркивают объем, создают единый ритм чередования линий, зрительно сокращающих удлиненную форму туеса.

Различные сочетания мягких полукружий, овалов, цепочек ромбов, симметрично разбиваемых узором в виде четырехлепестковых розеток, - главные элементы геометрического орнамента молодого мастера. Он подолгу обдумывает каждый новый мотив своего орнамента, пробуя его в разных вариантах. Значительным толчком для фантазии В. Петухова оказалось знакомство с коллекцией народных изделий из дерева и бересты в Государственном Историческом музее в Москве. Работы старых мастеров помогли молодому мастеру найти свой путь. Его художественный вкус, любовь к материалу особенно проявились в прорезных орнаментах. Разнообразно варьирует Валерий мотив солнца в виде резных полукружий с расходящимися лучами, увиденный им на олонецких туесах. Фон и узор в этих работах несут одинаковую нагрузку, способствуя цельности восприятия всего предмета. В отличие от Валерия, его брат Ярослав в работе горяч, как и отец. Он стремится найти технически совершенные и наименее трудоемкие приемы, добиваясь крепости, «надежности» формы туесов. Украсить же вещь ему труднее, его самостоятельные орнаменты (только тисненые) чаще всего однообразны и засушены, украшены натуралистическими цветами. В доме Петуховых - своя библиотека по народному искусству, книги с интересом изучают и отец, и сыновья, находя для себя мотивы орнаментов в работах старых мастеров. Чуткость ко всем новшествам выразилась во многих работах А. И. Петухова. Он по-своему претворяет впечатления, приспосабливая увиденный узор к материалу. Не без влияния хохломских узоров, виденных на выставке, и традиций шемогодской резьбы сделаны им туеса с прорезным травным орнаментом, где в сказочно-ковровом переплетении цветов, трав, гроздей винограда затерялись силуэты лесных птиц, зверей. Но если здесь новый мотив, творчески переработанный мастером, органичен, то другой случай показывает и возможности неудачи в подобных заимствованиях. Так, попытка претворить впечатление от сюжетных изображений на туесах Мартына Фатьянова увенчалась неудачей.

То, что в произведениях М. Фатьянова воспринимается как поэтический рассказ, у Петухова стало неожиданно сухим иллюстративным изображением с натуралистическими сценками охоты, рыбной ловли и т. д. Дело, очевидно, в том, что суть творчества одного мастера не может стать естеством для другого. Последняя работа Александра Ивановича - «Тысяча солнц» - мелкоузорная резьба по дереву, украшающая нижнюю часть стены комнаты. Парные композиции с мотивами древней символики изображают птиц, зверей и между ними резные солнца. Александр Иванович любит рассуждать о древней символике - о древе жизни, о солярных знаках, о значении того или иного узора в орнаменте. Сознательно вводит он их в резьбу. Это результат начитанности и наслышанности мастера, склонного к философским рассуждениям, что иногда мешает непосредственности и органичности в творчестве, придающим особое обаяние произведениям Фатьянова. «Все в паре, один к одному: дерево, цветок, виноградная гроздь, птица Сирин, Пегас, лесные олени… А солнышки у меня разные, ни в одном узоре не повторяются - ибо я в какой-то степени язычник, солнцепоклонник». Солнечные знаки-круги заполняются мелким узором, рельефы разной глубины дают игру светотени. Мастер демонстрирует здесь свои технические возможности, и в ущерб простоте и ясности часто преобладает желание удивить, изумить мастерством, знанием всех видов резьбы по дереву. Как только мастер отказывается от традиционной условности в обработке дерева, так обязательно впадает в украшательство, эклектику, натурализм. М. Ф. Фатьянов и А. И. Петухов - потомственные мастера, но представляют два различных уровня в народном искусстве. И не только потому, что представляют два разных поколения, но и потому, что их творчество отражает две тенденции. Для Фатьянова туес сохранил значение утилитарного предмета, поэтому, надо сделать его прочно, а украсить для того лишь, чтоб «веселее глядел»; Петухов же считает, что его туеса созданы не для грибов или сметаны, а для «красоты, чтоб человек порадоваться мог». Отсюда стремление к декоративности, стремление проявить себя, свой вкус.Такое убеждение поддерживается и выставками, постоянным участником которых он является. Нередко это убеждение приводит к отказу от традиции, и тогда мастер выступает как самодеятельный художник. Заметно снижается в таком случае художественный уровень его произведений. Мастера постоянно участвуют на выставках областных, всесоюзных и зарубежных. Имеют дипломы и награды. Их произведения экспонируются в музеях, закупаются Художественным фондом РСФСР. А. И. Петухов и его сын Валерий - члены Союза художников СССР.