Дидактические игры для развития навыков общения. Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова" Дидактическая игра на тему вежливость

Надира Мавлютова
Дидактическая игра «Волшебные слова»

Цель : Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Оборудование :презентация; волшебный сундучок ;сердечки разного цвета, символизирующие «волшебные слова » ;колокольчик; музыка; смайлики.

Организационный момент.

(Звучит музыка, дети заходят в группу)

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Очень любим вместе быть

С добрым утром говорить.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями исадятся на стульчики

Ребята, послушайте интересную сказку :(слайд 1)

«В одной маленькой стране жили люди, которые ни скем не здоровались. Все ходили хмурыми, а над домами висели серые тучи. Но однажды приехал туда Клоун (слайд 2) .Он был веселым и всегда смеялся. А самое главное, он всем желал здоровья и говорил : «Здравствуйте» . Клоун решил научить людей говорить вежливые слова , но вот горе… он забыл все вежливые слова

Ребята, давайте поможем Клоуну и людям маленькой страны.

Давайте поиграем в игру , которая называется «Волшебные слова » .

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Я буду задавать вам вопросы, и на правильный ответ вы получите разноцветные сердечкис волшебными словами для сундучка .

Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?

А когда видите взрослых?

Когда вы хотите что-то попросить?

Что нужно сказать, когда вам что-то подарили?

Утром, когда просыпаетесь?

Вечером, когда вы ложитесь спать?

А еще как можно сказать?

Если вы кого-то обидели?

А еще как можно сказать?

Что вы говорите, когда прощаетесь?

Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы знаете . Давайте сложим сердечки с волшебными словами , которые вы назвали, в сундучок. А этот волшебный сундучок мы сейчас отправим Клоуну.

Дети присаживаются на стульчики

(слайд 3)

Ребята, посмотрите, Клоун получил наш сундучок с вежливыми словами . Он научил всех говорить волшебные слова , и люди стали добрее и ласковее. (слайд 4) .И теперь над страной светит яркое солнце. Мы тоже всегда будем вежливыми!

А вы заметили, как произносятся «волшебные слова » ?

Вежливо, с улыбкой.

Рефлексия : «Улыбка»

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

Давайте улыбнемся друг другу.

Подарим улыбку нашим гостям!

А я вам хочу подарить улыбающиеся смайлики.

Скажем нашим гостям до свидания.

Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» Дидактическая игра «Волшебный куб». (своими руками). Игра «Волшебный куб» полифункциональна. Цель игры: обогащать знания детей о животных;.

Предлагаю вашему вниманию ещё одну игру для развития предикативного словаря. Дидактические Задачи: Закреплять и уточнять.

Сегодня вашему вниманию я представлю ещё одну игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Шестакова Татьяна Фёдоровна, учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, Муниципальное бюджетное.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает.

Цель игры:закрепление знаний детей геометрических форм и умение находить предметы определённой формы в оружающей обстановке. Руководство:.

Амвросиевская школа - интернат I - III ступ е н е й N 4
Донецкой Народной Республики

Беседа "Вежливые слова"

Воспитатель дошкольного отделения:

Тимченко Светлана Викторовна
05 апреля 201 6 год

Беседа в средний группе на тему: "Вежливые слова"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи: Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок. Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Будешь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)
Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
3)Кто приходил к нам в гости?

Игра «Вежливо - невежливо »

  1. Поздороваться при встрече…
  2. Толкнуть и не извиниться…
  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
  4. Отвечать грубо собеседнику…
  5. Очень громко смеяться в автобусе…
  6. Мусорить в разных местах…
  7. Успокоить плачущего…
  8. Решать спор кулаками…
  9. Смеяться над недостатками других людей…
  10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…
  11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…
  12. Поблагодарить товарища за помощь…
  13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…
  14. Бегать сильно по группе…
  15. Помогать всем, кто просит нашей помощи…
  16. Отбирать у других игрушки…
  17. Радоваться за успехи других

«Словарь вежливых слов»

Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Взрослый: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый - вежливый, трусливый - храбрый, лживый - честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, чужой - родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Игра: «Веселые детки».

Взрослый называет ситуации, а ребёнок молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что ребёнок не согласен с утверждением, а зелёный - что вы согласен с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

«Хорошие поступки».

Что такое быть добрым?

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда - один…

Хотенова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Страна вежливости"
Дата публикации: 15.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

КОНСПЕКТ

непрерывная

образовательная

деятельность

образовательная

область

«Речевое

развитие»

«Социально

коммуникативное

развитие»

средней

группе

«Страна

вежливости»

Хотенова Ольга Владимировна,

воспитатель, СЗД

Архангельск, 2017 г.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в средней группе

«Страна вежливости»

Форма проведения: групповая.

Программное содержание:

Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным

поступкам.

Развивать связную, интонационную выразительную речь.

Предварительная работа.

Игра « Вежливо - невежливо».

Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова».

Игра « Наоборот».

Ход занятия

Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Предлагаю сегодня отправиться в

прикоснуться к ней? Есть ли у неё запах, вкус? В чём проявляется доброта? (Ответы

Мы отправимся в необычную страну. Эта страна волшебная: в нее могут попасть

только те, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное "волшебное",

то есть вежливое, слово.

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть

внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.

Беседа «Петрушка».

Напротив детей, на стульчике сидит Петрушка (отвернулся).

Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?

Дети: – Петрушка.

Воспитатель: - Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята,

скажите, что нужно было сделать Петрушка, прежде чем зайти в группу?

Дети: – Поздороваться.

Дидактическая игра «Приветствие».

Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того,

какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте,

Воспитатель: – Что нужно сказать после приветствия?

Дети: – Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: – И еще есть одна ошибка у Петрушки?

Дети: – Спросить разрешения присесть.

Воспитатель: – Дети, я думаю, Петрушка все понял. Давайте пригласим Петрушку

на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Основная часть.

Я вам буду говорить задания, а вы должны мне сказать это вежливо, или не вежливо.

Игра

Вежливо - невежливо »

(дети поднимают в ответ двуцветный квадратик: вежливо- зеленой стороной,

невежливо- красный стороной).

1. Поздороваться при встрече…

2. Толкнуть и не извиниться…

3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

4. Отвечать грубо собеседнику…

5. Очень громко смеяться в автобусе…

6. Мусорить в разных местах…

7. Успокоить плачущего…

8. Решать спор кулаками…

9. Смеяться над недостатками других людей…

10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…

11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…

12. Поблагодарить товарища за помощь…

13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…

14. Бегать сильно по группе…

15. Помогать всем, кто просит нашей помощи…

16. Отбирать у других игрушки…

17. Радоваться за успехи других

Дидактическая игра с

мячом « Вежливые слова».

Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

Стихотворение «Вежливые слова».

Нужно знать, как дважды два,

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить «пожалуйста».

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,

И тихо и робко он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, простите.

Прослывёшь ты воспитанным, милым

Если всем говоришь «большое спасибо».

Не забудьте, что на прощание

Нужно всем говорить «до свидания»!

Игра « Наоборот».

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите,

пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы

должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас

получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок - получается схема.

Итог

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, научился ли Петрушка вежливым словам?

Дети: – Да, научился.

Воспитатель: – Да, действительно, он же у нас хороший ученик. Давайте подарим

ему наш волшебный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал.

Дидактическая игра «Вспомни слово».

Дети прощаются с Петрушкой и произносят слова вежливости.

Дидактические материалы:

Игрушка Петрушка, двуцветный квадратик, мяч, цветок (разрезанный) со словами

вежливости.

Методическая литература:

1. «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С. В. Батяева, Е. В. Севастьянова

2. Бородич М., «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников, 2000. - 400 с.

4. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по

теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина.

Обучающая задача дидактической игры: , обогащать знания детей о правилах вежливости, обучать правилам их применения.

Развивающая задача: развивать речь, умение говорить приятное друг другу, умение согласовывать движения, (мимику, пантомимику), внимание, память, мышление, воображение, произвольность поведения.

Воспитательная задача дидактической игры: воспитывать внимательность друг к другу, вежливость, усидчивость, тактичность.

Материал : ножницы и бумага на каждую пару детей, игрушки: кубики, куклы с одеждой.

Дидактическая игра «Приятные слова»

Педагог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».

После обсуждения воспитатель предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший(ая), красивый(ая), добрый(ая) и так далее».

В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая мяч, говорить приятные слова всем сразу.

Дидактическая игра «Немой рассказ»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику), внимание, память, мышление, воображение.

После проведения предыдущей игры воспитатель обсуждает с детьми, что существует еще много разных движений, которые обозначают различные слова и состояния человека. И люди часто пользуются этими «разговорами без слов» (например, когда разговаривают через стекло). Педагог предлагает детям попробовать прочитать его «рассказ без слов».

Я (показывает на себя)

Пошла

Стирать (изображает руками движения при стирке).

Устала (утирает лоб).

Пошла (перебирает пальцами, показывая ходьбу)

Спать (складывает ладошки вместе под щеку).

Дидактическая игра «Согласованные движения»

Цель: развивать умение согласовывать движения, формировать произвольность поведения.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, повернуться друг к другу и выполнить вместе следующие движения:

  • покачать насос;
  • отжать белье;
  • погрести вёслами на лодке и так далее.
Дидактическая игра «Поговорим без слов»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику), внимание, произвольность поведения.

Педагог спрашивает детей, с помощью чего мы разговариваем (с помощью слов). После этого воспитатель говорит, что можно общаться и не открывая рот, и предлагает детям сказать без слов следующее:

  • да (качнуть головой вперёд);
  • нет (повертеть головой из стороны в сторону);
  • не знаю (пожать плечами);
  • до свидания (помахать рукой);
  • иди сюда (поманить рукой или пальчиком), другое.